Великий творец, прославивший Родину и нацию

107

Дом-музей Гафура Гуляма был образован в 1983 году в связи с 80-летием поэта. Он жил в этом доме с 1944 до 1966 года. В здании размещена литературная экспозиция о жизни и творчестве

Гафура Гуляма.

Народный поэт Узбекистана, академик Гафур Гулям родился 10 мая 1903 года в махалле Кургонтеги города Ташкента. Отец поэта Гулом Мирзо Ориф углы был представителем интеллигенции того времени, отлично владел персидским, таджикским языками, свободно говорил и на русском языке. Частыми гостями в доме были поэты Мукими, Фуркат, Хислат, Тошхужа Асири. Отец Гафура Гуляма писал стихи под псевдонимами «Гулом» и «Мирзо». Однако эти стихи не были изданы. Поэзией занимался и дядя поэта Мирзо Абдулла Мирзо Ориф углы.
Мать поэта Тошбиби Шоюсуф тоже увлекалась литературой, поэзией и красиво читала стихи в фольклорном жанре «терма». В 9 лет он потерял отца, в 12 — лишился матери.
Одним из любимых произведений поэта была «Хамса» Алишера Навои. В период учебы в медресе полностью овладел арабским, персидским и таджикским языками.
В 1923 году Гафур Гулям написал свое первое стихотворение «Дети Феликса», посвященное детям-сиротам того времени.
В музее есть раздел, посвященный журналистской деятельности Гафура Гуляма. В своей автобиографии поэт писал: «С 15 сентября 1928 года работал секретарем в газете «Камбагал дехкон»… Но не было дня, чтобы в «Кизил Узбекистон», «Камбагал дехкон», «Муштум» или в иных журналах или газетах не публиковались мои статьи, фельетоны, очерки или стихи… Во мне бурлило творческое вдохновение». В те годы Гафур Гулям написал много очерков и статей.
Гафур Гулям считал своими духовными наставниками известных представителей восточной литературы Навои, Фузули, Ганджави, Низоми, Лутфи, Машраба, Бедиля, Мукими, Фурката, Аваза Утара, Хамзу. Он был известен не только как поэт, писатель, публицист, но и как ученый-литературовед. Его статьи о жизни и творчестве Навои, Джами, Атои, Машраба, Нодиры, Мукими, Фурката служат источниками для изучения узбекской классической литературы. С большим почтением относился к творчеству Алишера Навои. Он написал посвященные поэту научные статьи «Два ярких солнца на поэтическом небе Востока», «Навои и современность», «Хоки Мусалло», «Тахти сафар», «Великий наставник», прозаическое изложение дастана «Фархад и Ширин», стихотворения «Над могилой Алишера Навои», «Ночь и рассвет», «Алишер».
В 30-е годы создал поэмы «Коканд», «Китайские картины», «Это мы с вами живые люди». Гафур Гулям перевел на узбекский язык драмы Шекспира «Отелло», «Король Лир».
В 1943 году в Узбекистане была образована Академия наук, и Гафур Гулям одним из первых был избран ее академиком.
В стихотворениях «Проводы», «Тоска», «Зима», «Женщина», «И на нашей улице будет праздник», «Победители», «Время» поэт воспел патриотизм, гуманизм, уверенность в победе. Невозможно без дрожи в сердце и слез читать воспевающее идею гуманизма стихотворение Гафура Гуляма «Ты не сирота», поистине являющееся венцом его творчества.
В 1942 году Гафур Гулям был в составе направленной на фронт узбекской делегации.
В творчестве Гафура Гуляма особое место занимает повесть «Озорник», занявшая место в литературной сокровищнице народов мира. Эту повесть он начал писать в 30-е годы XX века, в основном на арабской графике. Сначала повесть была издана в 1936 году под названием «Довдираш» («Дрожь»). Затем писатель переименовал повесть на «Шум бола» («Озорник»). Гафур Гулям до 60-х годов перерабатывал повесть, и произведение было завершено таким, каким оно дошло до нас. Повесть переведена на русский, таджикский, казахский, арабский, урду, латышский, венгерский, румынский, греческий и другие языки.
Гафур Гулям ушел из жизни 10 июля 1966 года. Его кончина стала большой потерей не только для нашего народа, но и всей мировой литературной общественности.
У каждого человека есть личное отношение и собственное мнение о любом событии, реальной действительности. Побывав в музее, убедилась, что в творчестве Гафура Гуляма отражена жизнь народа, внутренний мир человека. Он — поэт, воспевавший Родину и нацию, исследовавший социальные основы жизни и труда человека, обогативший их своими философскими обобщениями. В этом его величие и бессмертие.

По материалам УзА

Бошқа хабарлар