СТРЕМИТЕЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ В МЕДИЦИНЕ

111

Выйдя на новый этап развития, переход к которому определен Президентом страны в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, предусматривающей серию целевых программ для решения насущих социально значимых вопросов, затрагивающих жизненные интересы каждой семьи, наше государство обратилось к реформам в медицине — они способствуют благополучию народа.

Реформирование сферы здравоохранения стало одним из самых важных направлений государственной политики. За последние два года в Узбекистане принято более 100 нормативно-правовых документов, предусматривающих системные меры по комплексному развитию данной сферы. Второй год в стране происходят стремительные изменения, а какие реформы осуществляются в медицине, ускоренными ли темпами идут процессы развития, открываются ли новые возможности? Об этом беседа с председателем Республиканского совета профсоюза работников здравоохранения Фархадом ХАНАПИЯЕВЫМ.

— Фархад Рахманович, 2017 год стал переломным в истории независимости Узбекистана. Можно сказать, исторически значимым для всех сфер нашей жизни. Обозначил Президент и ключевые задачи, стоящие перед здравоохранением, озвучив самые главные его проблемы. Впечатляют ли вас реформы?

— Государственная программа реформирования здравоохранения, базирующаяся на принципах неукоснительного соблюдения условий социальной защиты населения, всеобщей доступности гарантированного объема медицинской помощи, поэтапного перевода отдельных медицинских учреждений на смешанные и частные источники финансирования, предполагает прежде всего удовлетворение нужд и потребностей людей в качественной медицинской помощи, оправдание доверия народа.

В программе выделен ряд приоритетных направлений, требующих первоочередного исполнения. Это — реформирование первичного звена медицинской помощи, создание гарантированной государством эффективной системы экстренной медицинской помощи, совершенствование системы финансирования здравоохранения, обеспечение стабильного санитарно-эпидемиологического благополучия страны и совершенствования медицинской помощи матерям и детям.

Встречи Президента с представителями сферы здравоохранения и видеоселекторные совещания стали важным шагом в анализе положения дел в медицине, решении насущных вопросов, поднятии на новый уровень реформы здравоохранения.

 

(Окончание. Начало на 1 стр.)

— Немало проблем пришлось решать в отрасли?

— Первая проблема, на которую чаще всего обращали внимание жители республики, заключалась в недостаточном уровне первичного медицинского обслуживания, особенно в регионах. Из-за слабой технической базы, а также дефицита специалистов на местах большинство граждан вынуждено было приезжать в крупные города и столицу за квалифицированной медицинской помощью.

Для исправления ситуации приняты меры по укреплению кадрами медицинских учреждений в районах и областях, а для реформирования профессионального персонала в регионы направлено почти полторы сотни опытных руководителей, которые на местах будут набирать команды врачей и повышать уровень оказания медпомощи населению. В рамках реализации Постановления Президента «О мерах по совершенствованию организации деятельности учреждений первичной медико-санитарной помощи Республики Узбекистан» от 29 марта 2017 года на базе сельских врачебных пунктов образовано около 800 семейных поликлиник, более 1000 подстанций скорой медицинской помощи. Здания сельских врачебных пунктов предоставлены врачам в качестве служебного жилья. В сельских семейных поликлиниках налажена деятельность 5 узкопрофильных специалистов.

Конечно, эти и другие показатели радуют нас. Однако этого недостаточно для удовлетворения потребностей народа в системе первичного звена. Вот почему с начала нынешнего года в здравоохранении взялись улучшать качество системы патронажного охвата в сельской местности, совершенствовать работу по укреплению материально-технической базы в первичной системе и обеспечению взаимодействия со стационарными учреждениями. Само время требует основательной работы над такими актуальными и имеющими высокое социальное значение вопросами, как системная реализация диспансеризации выявленных заболеваний, улучшение скрининга матерей и детей и медико-генетической службы. Для этого разработана специальная программа по поэтапному укреплению материально-технической базы 1046 сельских семейных поликлиник и врачебных пунктов на 2018-2021 годы.

— А второй недуг медицинской сферы связывают с неэффективностью и неоперативностью служб скорой помощи?

— И главной причиной сложившейся ситуации был дефицит транспортных средств и недостаточное количество станций и подстанций скорой помощи. Однако за последнее время их число выросло в 2,5 раза, что значительно повысило оперативность выезда бригад на вызовы к пациентам.

По словам министра здравоохранения Алишера Шадманова, республика закупила 1283 машины скорой помощи, в результате время прибытия врачей сократилось с 20-30 минут до 10-15, радиус обслуживания до 5-12 км.

— Называют еще одну претензию к медикам — слабый уровень подготовки врачей и специалистов…

— Для укрепления кадров ведется работа как внутри республики, так и за ее пределами. С одной стороны, Узбекистан стимулирует своих граждан, работающих за рубежом, возвращаться на родину. В страну уже вернулось за последнее время несколько десятков востребованных и высококвалифицированных специалистов.

Кроме того, началась реформа подготовки медкадров и их аттестация. Весь медперсонал, к примеру, теперь обязан проходить процедуру лицензирования. В прошлом году в Узбекистан, по данным Министерства здравоохранения, приглашено 311 зарубежных специалистов. В сотрудничестве с ними проведено более 800 сложных хирургических операций. Свыше 290 отечественных специалистов повысили квалификацию в ведущих клиниках мира.

Обратили мы внимание еще на одну «болезнь» системы здравоохранения — обеспечение качественной лекарственной продукцией. «Лекарство» от фармацевтического дефицита, после того, как за дело взялся сам Президент, найдено: на развитие отрасли выделено 250 млн $ кредитных средств, реализуется порядка 70 инвестпроектов в сфере производства лекарств.

Чтобы болезней было меньше, разработана рассчитанная на 2018-2022 годы программа по обязательной диспансеризации населения, повышению доступности медицинских услуг и совершенствованию методов диагностики заболеваний. Министр здравоохранения Республики Узбекистан представил в своем докладе Концепцию развития системы здравоохранения страны на 2019-2029 годы.

— Реформы в здравоохранении невозможно представить без развития специализированных медуслуг…

— Прошлый год оказался очень важным для этого направления медицины. Принято Постановление Президента «О мерах по дальнейшему развитию специализированной медицинской помощи населению Республики Узбекистан на 2017-2021 годы», согласно которому республиканские медицинские центры в форме акционерных обществ преобразованы в государственные учреждения, заново определены их основные задачи. Теперь они ведут аналитическую и научно-исследовательскую работу, обеспечивающую своевременное выявление тенденций заболеваемости в целом по республике и в каждом регионе.

В целях удовлетворения спроса на узкопрофильных специалистов отобраны 134 кандидата, согласившихся работать в областях. В областных многопрофильных центрах и лечебных учреждениях они проводят такие высотехнологичные хирургические операции, которых в истории регионов еще не было. Учитывая ответственность, объем и масштабы работы этих специалистов, государство представляет им целый ряд льгот.

В этом году Минздрав намерен заполнить в больницах вакантные места врачей общей практики на 82 процента, а узкопрофильных специалистов — на 55 процентов. По данным министерства, 1811 выпускников медвузов прошли аттестационный экзамен и стали работать врачами общей практики. Это полностью закрыло вакантные места в Республике Каракалпакстан, Андижанской, Бухарской, Самарканд­ской, Хорезмской областях и Ташкенте.

И все же деятельность в регионах на этом участке не отвечает требованиям. На местах слабо еще внедряется современная диагностика, методы лечения. И мы акцентируем внимание именно на этих направлениях.

— Кажется, было в нашей истории время, когда узкопрофильных специалистов переобучали на врачей общего профиля?!

— Не хватало их тогда в клиниках. Сейчас идет обратный процесс: в сельских врачебных пунктах, семейных поликлиниках не хватает узких специалистов… И тут в процессе переобучения, переквалификации нередко еще ущемляются трудовые права врачей. Бывает, некоторые из них не хотят менять специальность, то ли по семейному положению, то ли из-за здоровья и т. д. Но это вовсе не значит, что их нужно тут же увольнять! Неправомерным действиям со стороны работодателей профсоюзы обязаны давать решительный отпор и внимательнее относиться к жалобам медиков.

— Какие из новых направлений в здравоохранении стали приоритетными?

— Среди важных изменений в системе здравоохранения — принятие мер по коренному развитию частного сектора медицины. В постановлении Президента перечень медицинских специализаций, которыми могут заниматься частные медицинские учреждения, расширен с 50 до 130. В результате в Узбекистане все чаще создаются совместные зарубежные клиники. Недавно наш министр подчеркнул в своем докладе: в республике за последний год число частных клиник увеличилось с 3040 до 4073, что явилось результатом предоставления частным медицинским учреждениям льгот и преференций.

— Слышал, для вашего профсоюза вопрос этот очень болезненный?

— Работодатель негосударственного сектора здравоохранения, прежде всего, бизнесмен. Он берет кредит, лизинг… Экономическая выгода для него важнее всего. Нередко это приводит к непониманию друг друга. Профсоюз и работодатель из частной медицинской компании, к сожалению, часто стоят на разных позициях. Но мы в этой сфере очень тесно работаем с Минздравом и, несмотря на некоторые проблемы, охват профсоюзного членства в частном медицинском секторе у нас не очень-то и низкий получается.

— Говоря о результатах реформ в медицине, неплохо бы вспомнить и о том, какие изменения произошли в системе медицинского образования?

— Реформы в медицинском образовании — критерий развития всей нашей сферы. В Стратегии действий определены задачи по коренному обновлению системы подготовки кадров, созданию необходимых условий воспитания высококвалифицированных специалистов на уровне международных стандартов.

Поворотным моментом в этом направлении явилось постановление главы государства о мерах по дальнейшему реформированию системы медицинского образования в республике. Анализ показал, что семилетнее образование в бакалавриате медицинских вузов не соответствует современным требованиям. В результате, начиная с прошлого учебного года, сроки обучения студентов по нескольким направлениям сократились до шести лет, а по отдельным — до 4,5 лет.

Семь медицинских вузов страны и их территориальные филиалы ежегодно готовят более 2,5 тысяч молодых специалистов. Однако при изучении ситуации на местах, выявлена диспропорция в обеспечении кадрами первичного звена системы здравоохранения. Поэтому важным документом для улучшения кадрового обеспечения стало Постановление Президента «О приеме в высшие образовательные учреждения Республики Узбекистан в 2017-2018 годах». В соответствии с ним впервые осуществлялся прием в бакалавриат на основе государственного гранта для регионов, испытывающих острый дефицит в медицинских кадрах высшей квалификации.

Настало время и совершенствования учебных программ для бакалавриата: увеличено количество учебных часов по блоку доклинических и клинических предметов, пересматриваются стандарты высшего медицинского образования.

Уверен, что осуществляемое по инициативе Президента нашей страны комплексное развитие медицинского образования будет способствовать устранению нехватки высококвалифицированных специалистов, повышению кадрового потенциала образовательных учреждений, целевому использованию государственных бюджетных средств.

Беседу вел

 

Григорий Кляцкий

 

Фото автора

Бошқа хабарлар