Инновации, определяющие будущее

162

Знания — одно из самых больших сокровищ, которые человек может приобретать на протяжении жизни. Сегодня, в век развития информационных технологий, значительных преобразований во всех сферах социально-экономической жизни нашей страны специалисты с качественным образованием ценятся очень высоко. Нынешняя активная, талантливая и целеустремленная молодежь стремится к знаниям, поэтому вопросам повышения уровня образования, профессионального мастерства преподавателей уделяется самое пристальное внимание.

Актуальными в этой связи становятся вопросы подготовки и переподготовки педагогических кадров, развития образования, внедрения инновационных методов обучения. Постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы подготовки педагогических кадров, переподготовки и повышения квалификации работников народного образования» от 26 сентября 2017 года предусмотрена реализация задач, направленных на улучшение деятельности в этом направлении. Быть учителем, наставником молодежи — мечта многих юношей и девушек.
Наверное, каждый из нас в долгу перед своими учителями и наставниками, открывшими для многих дорогу в мир знаний, воспитавшими нас развитыми, самостоятельными личностями. Стремление юношей и девушек к избранию этой благородной профессии, получению педагогического образования дает надежду, что нынешнее подрастающее поколение будет учиться у талантливых, грамотных и целеустремленных учителей, готовых воспитать достойных граждан нашей страны.
Летом этого года Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев инициировал масштабные реформы в сфере народного образования и поставил цель повысить статус учителя в обществе. Был принят ряд важных указов и постановлений главы государства по совершенствованию системы народного образования. Указ главы государства «О дополнительных мерах по совершенствованию системы управления народным образованием» от 5 сентября 2018 года предоставляет новые возможности для внедрения в учебно-воспитательный процесс новых механизмов управления и стандартов качества, повышения престижа профессии учителя в обществе, дальнейшего развития системы народного образования посредством улучшения материально-технического состояния общеобразовательных школ. Расширяются масштабы и, обогащается содержание благих устремлений касательно образования и воспитания молодого поколения, что активно поддерживается нашим народом, в частности, родителями, научно-просветительской и педагогической общественностью.
Данным документом было поручено разработать и внести в Кабинет Министров проект Закона Республики Узбекистан «О статусе учителя». Проект закона определяет статус учителя и принципы педагогической деятельности, а также систему повышения квалификации учителей. В документе будут закреплены гарантии защиты чести и достоинства учителя. В частности, запрещается производить удержания из заработной платы учителей, не предусмотренные законодательством. Не допускается привлечение учителей образовательных учреждений к принудительному труду, включая работы по благоустройству и озеленению территорий районов и городов, сбору металлолома и макулатуры, а также сезонным работам в сельском хозяйстве.
Родители учащихся не имеют права на необоснованное вмешательство в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя. Проектом закона предлагается закрепить права учителей на социальное обеспечение и индивидуальную педагогическую деятельность.
Это первоначальная версия проекта, поэтому Министерство народного образования пригласило всех опытных педагогов внести свой вклад в улучшение данного документа, где обсуждение проекта закона продлится до конца этой недели.
Постановление Президента «О мерах по поднятию на качественно новый уровень системы духовно-нравственного и физически гармоничного воспитания молодежи, ее обучения и воспитания» от 14 августа 2018 года создает новые возможности для выведения практической работы на новый этап.
В новом учебном году ширится масштаб работы по повышению социального статуса и авторитета педагогических кадров, их материальному и моральному поощрению. Особое внимание также уделяется психолого-педагогической поддержке учащихся, внедрению в данном направлении необходимых штатных единиц. Учреждаются золотые и серебряные медали для особо отличившихся своим поведением и активностью в общественной работе выпускников школ, в том числе специализированных школ, школ искусств и культуры, школ-интернатов олимпийского резерва и академических лицеев.
Увеличены размеры заработной платы работников образовательных учреждений. Как отметил министр народного образования Ш. Шерматов, начиная с января 2019 года заработная плата учителей высшей категории старших классов будет составлять от 1 млн 700 тысяч сумов до 2 млн 500 тысяч сумов. Предполагается, что самую высокую заработную плату будут получать учителя начальных классов. Вместе с тем в школах высока потребность в психологах, так как несовершеннолетние дети могут оступиться, совершить противоправные действия. Поэтому также очень важно и повышение заработной платы психологов.
В будущем планируется широкое привлечение предпринимателей в сферу образования, налаживание деятельности негосударственных образовательных учреждений. Таким образом, будет развиваться свободная конкуренция в системе, что послужит развитию сферы. Проводятся мероприятия по увеличению количества и повышению качества работы частных школ, ознакомлению ответственных лиц с новшествами в системе образования. Вместе с тем изучаются проблемы в частных школах и ведутся поиски их решения.
15 августа текущего года было принято постановление Кабинета Министров «О мерах по обеспечению современной школьной формой учащихся государственных общеобразовательных учреждений». В соответствии с постановлением в 2018-2019 учебном году внедрение типовой школьной формы для учащихся государственных общеобразовательных школ будет добровольным, а с 2019-2020 учебного года — обязательным. Радует тот факт, что теперь учителя не привлекаются к различным собраниям и мероприятиям, не связанным с учебным процессом. Запрещается также требование от учителей средних общеобразовательных школ отчетов и дополнительной информации касательно педагогических нагрузок за исключением организации уроков и кружковых занятий, ведения классного журнала. Это способствует тому, что педагоги теперь уделяют больше внимания и времени качеству образования, работе с еще большей самоотдачей.
— По инициативе Президента нашей страны принят ряд указов и постановлений, направленных на повышение качества и эффективности образования, формирование нового подхода в системе, — говорит Наргиза Рузибаева, учитель по предмету «Идея национальной независимости», обладатель знака «Отличник народного образования», учитель высшей категории общеобразовательной школы №62 Учтепинского района. — Преподаватели теперь полностью освобождены от лишних нагрузок, повышается их авторитет. Осуществляется важная работа по устранению имеющихся в сфере проблем, дальнейшему воспитанию гармонично развитого поколения, поднятию образования на качественно новый уровень, повышению престижа профессии учителя. Педагоги страны, вдохновленные происходящими преобразованиями, самоотверженно трудятся, внося свой вклад в воспитание здорового и гармонично развитого поколения, внедряя новые инновационные методы в сферу образования.
Безусловно, сегодня учитель должен шагать в ногу со временем. В нашей стране намечены конкретные меры по повышению педагогического мастерства и квалификации учителей, внедрению ими передовых методов обучения с широким использованием современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий.
— Никогда прежде профессии учителя и системе образования в целом не уделялось такое высокое внимание, — говорит Татьяна Согла, учитель начальных классов государственной специализированной общеобразовательной школы №60 Мирабадского района, педагог высшей категории. — Работаю здесь уже 25 лет. Авторитет педагога является одним из важных факторов в становлении личности. Мы безмерно рады вниманию, уделяемому учителям за последний год, предоставляемым нам широким возможностям.
К сожалению, еще имеется ряд проблем и недостатков в организации управления системой народного образования, финансировании мероприятий по улучшению их материально-технического состояния. К примеру, недостаточная роль органов управления народным образованием в реализации государственной политики в сфере общего среднего и внешкольного образования на местах, решении вопросов подбора и расстановки руководителей общеобразовательных учреждений, низкий уровень взаимодействия между отделами народного образования и общеобразовательными учреждениями в вопросах методического обеспечения учебно-воспитательного процесса.
Для повышения престижа профессии учителя в обществе, улучшения материально-технического состояния общеобразовательных учреждений были определены такие направления реформирования системы народного образования, как поднятие на качественно новый уровень общего среднего и внешкольного образования, воспитание всесторонне развитого поколения, обеспечение духовно-нравственного и интеллектуального прогресса учащихся. Основная задача, которая стоит перед нашим обществом — внедрение современных принципов в системе народного образования, подготовка, переподготовка и повышение квалификации руководящих и педагогических кадров, создание достойных условий для их продуктивной работы.
Немаловажное значение на сегодняшний день имеет внедрение передового зарубежного опыта в систему народного образования, современных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс, в том числе инновационных методов обучения, создание учебной и учебно-методической литературы нового поколения, проведение фундаментальных и прикладных научных исследований.

Бибигуль МУРТАЗАЕВА
наш корреспондент

Бошқа хабарлар