Когда же чиновники ответят на вопросы читателей?

184

Не народ служит государственным органам,
а государственные органы должны служить народу».

Президент Республики Узбекистан

Шавкат МИРЗИЁЕВ

В прошлом году редакцией газет «Ishonch» и «Ishonch-Доверие» инициирован и реализован ряд общественно важных и полезных проектов — новые рубрики, авторские материалы и интервью с экспертами и специалистами, журналистские расследования наших корреспондентов, запросы в органы власти и иные ведомства, публикация обращений граждан и ответов на них. Важным фактором результативности работы в этом направлении стал запуск новой рубрики «Вопросы, ждущие ответов».

С момента первой публикации редакцией направлено более сотни официальных писем, содержащих обращения наших читателей в соответствующие министерства, ведомства, организации и учреждения. Полученные ответы были опубликованы в последующих выпусках наших изданий. Однако, к сожалению, не все адресаты своевременно и содержательно отвечали и отвечают на эти письма.

В настоящем материале мы постараемся раскрыть причины, являющиеся преградой для реализации таких важных задач, как осуществление общественного контроля СМИ и работа с обращениями физических и юридических лиц, а также призвать компетентные органы своевременно отреагировать и оказать практическое содействие в решении этих вопросов.

Нормативно-правовая база

Хотелось бы напомнить, что выдвинутая Президентом Шавкатом Мирзиёевым Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана в 2017-2021 годах направлена на повышение эффективности реформ, всестороннее и динамичное развитие государства и общества, модернизацию и либерализацию всех сфер. Первое из пяти приоритетных направлений нацелено на совершенствование государственного и общественного строительства, реформирование системы государственного управления, практическое претворение в жизнь механизмов общественного контроля, усиление роли институтов гражданского общества и средств массовой информации в этом процессе.

На основе определенных в документе задач осуществляются меры по усилению роли СМИ в жизни общества, защите профессиональной деятельности журналистов, обеспечению открытости деятельности органов государственной власти и управления, внедряются современные формы предоставления информации, касающейся прав и свобод, законных интересов граждан.

Глава государства на торжественном собрании, посвященном 25-й годовщине принятия Конституции Республики Узбекистан, особо отметил роль средств массовой информации в обеспечении свободы слова и убеждений. Он подчеркнул, что средства массовой информации призваны стать действенным инструментом доведения потребностей населения до органов власти, ближайшим помощником народа, зеркалом демократии. Главным направлением их деятельности должны быть критическая и объективная оценка работы органов власти и управления, выявление и освещение недостатков, актуальных проблем в различных сферах.

Открытость и прозрачность деятельности государственных органов

Большое значение в этом процессе также имеет Закон Республики Узбекистан «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», направленный на обеспечение доступа физических и юридических лиц к такого рода информации, а также повышение ответственности органов государственной власти и управления, их должностных лиц за принимаемые решения. В целях дальнейшего развития работы в данном направлении Кабинетом Министров сформирован Общественный совет по координации и мониторингу деятельности по обеспечению открытости деятельности органов государственной власти и управления. На основе разработанных им методики и регламента ведется мониторинг открытости деятельности органов государственной власти и управления.

В обеспечении реальной открытости деятельности органов государственной власти и управления, совершенствования механизмов и инструментов контроля за деятельностью органов государственной власти отдельного внимания заслуживает общественный контроль.

Общественный контроль — важный фактор развития общества

Правовые основы общественного контроля заложены в статье 32 Конституции Республики Узбекистан, согласно которой граждане имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей.

В Стратегии действий предусмотрены меры по повышению эффективности механизмов общественного контроля за деятельностью правоохранительных и контролирующих органов, развитию современных форм осуществления общественного контроля, повышению эффективности социального партнерства. Это подтверждается также Концепцией административной реформы в Республике Узбекистан, утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 8 сентября 2017 года, в которой указано, что основными причинами чрезмерной бюрократии и различных проявлений коррупции являются слабые механизмы общественного контроля, а также недостаточная открытость и прозрачность деятельности органов исполнительной власти.

12 апреля 2018 года Президент Республики Узбекистан подписал Закон «Об общественном контроле». Целью закона является регулирование отношений в области организации и осуществления общественного контроля над деятельностью государственных органов и учреждений.

Стоит подчеркнуть, что, как правило, общественный контроль не считается профессиональным, системным, специализированным контролем, требующим специальной квалификации. Обратите внимание, это контроль социально-политического значения.

Согласно закону, общественный контроль могут осуществлять граждане Республики Узбекистан, органы самоуправления граждан, а также негосударственные некоммерческие организации, средства массовой информации, зарегистрированные в установленном законодательством порядке.

Хотелось обратить внимание на то, что субъекты общественного контроля имеют права инициировать, организовывать мероприятия, а также участвовать в них, запрашивать в соответствии с законодательством у государственных органов необходимую информацию для осуществления общественного контроля, а также подготавливать по его результатам предложения и рекомендации и направлять их на рассмотрение в соответствующие государственные органы. Кроме того, субъекты общественного контроля имеют право в случае выявления фактов нарушения прав и законных интересов граждан, юридических лиц, интересов общества направлять материалы в правоохранительные органы, обжаловать незаконные решения государственных органов, действия (бездействия) их должностных лиц вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу либо в суд в порядке, установленном законом и обнародовать результаты общественного контроля.

Отсюда следует, что СМИ имеют право инициировать мероприятия, делать запросы в соответствующие государственные органы и по результатам общественного контроля направлять предложения и рекомендации в компетентные органы. Наш материал как раз и является такого рода рекомендациями, которые мы намерены направить для принятия решения в соответствующие инстанции.

Теперь определимся с формами общественного контроля. Таковыми являются следующие: обращения и запросы, участие на открытых коллегиальных заседаниях государственных органов, общественное обсуждение, общественное слушание, общественный мониторинг, общественная экспертиза, изучение общественного мнения, заслушивание органами самоуправления отчетов должностных лиц государственных органов.

Получается, что средства массовой информации, равно как и каждый гражданин, имеют право направлять соответствующие обращения и запросы, а также проводить общественное обсуждение и мониторинг. В нашем случае акцентируем ваше внимание на обращениях наших читателей — граждан нашей страны.

Обращения граждан

Обращение является одним из важным политических прав граждан. Ведь, изучая обращения, можно ознакомиться с настроением народа, условиями его жизни, отношением к реализуемым реформам. По сути это очень удобно, ведь де-факто государственные органы получают готовые инструкции и рекомендации по решению тех или иных проблемных вопросов.

Напомним, что разработанный в соответствии с этим указом Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об обращениях физических и юридических лиц» был опубликован в печати 12 сентября 2017 года и вступил в силу. Согласно этому документу утвержден Закон Республики Узбекистан «Об обращениях физических и юридических лиц» в новой редакции.

Преграды, бюрократия, невнимательность

Рубрика «Вопросы, ждущие ответов» и была создана в этих целях. Наша цель быть своеобразным мостом между населением и государственными органами, служить некой трибуной и рупором простого народа.

 К сожалению, не каждый государственный орган пока еще проникся этой благородной идеей главы государства. По сей день продолжается попустительское отношение к обращениям граждан, затягивание с ответами, всевозможные отписки, неполные ответы.

Следует напомнить, что в соответствии со статьей 28 «Сроки рассмотрения обращений», заявление или жалоба рассматривается в течение пятнадцати дней со дня поступления в государственный орган, организацию или их должностному лицу, которые обязаны разрешить вопрос по существу, а когда требуется дополнительное изучение и (или) проверка, запрос дополнительных документов — в срок до одного месяца.

В тех случаях, когда для рассмотрения заявлений и жалоб необходимо проведение проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки их рассмотрения могут быть в порядке исключения продлены руководителем соответствующего государственного органа, организации, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом обращающемуся».

То есть, по закону государственный орган обязан ответить на обращение в течение 15, максимум 30 дней, а если необходим более длительный срок — сообщить обратившемуся. Здесь стоит отметить, что нередки случаи, когда адресаты не спешат с ответами и направляют их спустя 1,5-2 месяцев.

Электронные обращения не всегда работают

В век развития информационных и коммуникационных технологий смущает также тот факт, что многие ведомства и учреждения часто не признают электронные обращения или звонки и просят прислать письмо на официальном бланке по почте.

Все еще актуальны бюрократические формальности, которые существенно замедляют процесс рассмотрения обращений.

Особо стоит отметить работу «Почты Узбекистана». Нередки случаи, когда письма, направляемые в организации, находящиеся буквально через дорогу, доходят спустя 10, а то и 20 дней. А если учесть, что ответ доходит до отправителя на протяжении аналогичного времени, то, получается, с момента отправки запроса и до прибытия ответа на него проходит больше месяца. В наше время, когда все стремительно меняется ежедневно и ежечасно, за этот срок любой ответ просто морально и технически устаревает, теряет свою актуальность. Здесь возникает риторический вопрос: кому это нужно? Кто в этом заинтересован?

«Лидеры» по ответам

Вызывает недоумение тот факт, что письма с обращениями наших читателей, направленные редакцией, чаще игнорируют те министерства, ведомства и органы местной власти, к которым больше всего вопросов.

Так, «лидерами» в нашем списке не отвечающих являются хокимият города Ташкента — у него 12 обращений и Министерство народного образования Республики Узбекистан, которое проигнорировало 6 обращений.

На счету у Министерства высшего и среднего специального образования два письма, оставшихся без ответов.  По одному обращению, на которое мы так и не получили ответа, у Кабинета Министров Республики Узбекистан, Комитета женщин Узбекистана, Верховного суда, Министерства внутренних дел, Министерства жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан, Министерства юстиции, Государственного комитета Республики Узбекистан по развитию туризма, хокимиятов Ташкентской, Кашкадарьинской, Андижанской, Ферганской и Сырдарьинской областей, Агентства «Узстандарт», Главного территориального управления по автомобильным дорогам Ташкентской области, АО «Узтемирйуловчи», АКБ «Халк банк», телеканала «Менинг юртим», Ташкентского государственного университета узбекского языка и литературы имени Алишера Навои, сотового оператора «Beeline».

Всего более 20 обращений так и не дождались ответа. А ведь за каждым из них стоит судьба не одного человека, а сотен, тысяч. Часто вопросы имеют общественное значение.

Возьмем, к примеру, обращения М. Турабоевой под заголовком «Чем питается ученик школы?» или Р. Давлатова «Ветхие школы в ХХI веке», опубликованные в газете «Ishonch» и направленные Министерству народного образования Республики Узбекистан. Речь в обоих материалах идет об интересах сотен тысяч представителей подрастающего поколения.

В обращении Ольги Кивиновой «Куда переедем?», опубликованное в газете «Ishonch-Доверие»  и направленное хокимиату столицы, был поднят вопрос механизма переселения жителей многоэтажного дома, признанного аварийным.

Жительницу столицы интересовал вопрос, какой существует порядок расселения людей, предоставляют ли им новое жилье, по какому принципу, выделяют ли участки под застройку, как оплачивают за утраченную недвижимость и вообще все подробно, в деталях по данной теме. Беда в том, что многие жители многоэтажных домов просто не знают, в какой государственный орган следует обращаться с данным вопросом. В то время, как главой нашей страны уделяется огромное внимание интересам человека, повышению уровня жизни народа и созданию всех необходимых условий для населения, уместно ли игнорирование органом местной власти таких социально важных вопросов? Не выглядит ли это как неуважение к своим согражданам?

Президент призывает всех руководителей действовать, основываясь на принципе «Интересы человека превыше всего», отдельные представители власти и управления своим бездействием по сути тормозят реализацию широкомасштабных реформ и преобразований, направленных на реализацию надежд и чаяний народа. Возникает естественный вопрос, зачем тогда нужны усилия средств массовой информации в данном направлении, если все их старания с завидным постоянством игнорируются?

Что делать?

В связи с вышеизложенным считаем целесообразным пересмотреть действующее законодательства в целях дальнейшего совершенствования работы в данном направлении, а также разработки четких инструкций по организации общественного контроля и работе с обращениями граждан.

Мы призываем все министерства, ведомства, организации и учреждения более ответственно подходить к работе с обращениями!

Возможно, стоит организовать семинар в формате круглого стола, где с участием представителей власти и органов управления, а также представителей средств массовой информации будут разъяснены принципы открытости деятельности органов государственной власти и управления, работы с обращениями физических и юридических лиц, осуществления общественного контроля. Также уместно создать коллегиальный орган по осуществлению общественного контроля над деятельностью государственных органов из числа представителей общественных и негосударственных некоммерческих организаций с полномочиями прямого запроса в высшие органы власти и подготовки соответствующих протоколов для передачи их в соответствующие инстанции для принятия мер.

К сожалению, текущее положение дел стало причиной того, что редакция наших газет вынуждена направить данное обращение в Олий Мажлис Республики Узбекистан и Генеральную прокуратуру Республики Узбекистан с надеждой на изменение ситуации.

Редакция

Бошқа хабарлар