Зульфикар Мусаков: о том, что болит

114

В Самаркандском педагогическом колледже, а также театре исторического костюма «Эл мероси» прошли творческие встречи с заслуженным деятелем культуры Узбекистана, режиссером известных кинолент Зульфикаром Мусаковым и его съёмочной группой.

Накануне в педколледже преподавателям была представлена новая кинолента узбекского режиссера «Берлин-Аккурган», премьера которой состоялась в декабре прошлого года в Ташкенте.

К сожалению, премьера фильма, снятого по государственному заказу, в кинотеатрах Самарканда прошла незаметно, хотя лента заслуживает большего внимания и зрителя, и, конечно, прессы. Фильм, по мнению самого З. Мусакова, завершает трилогию о Второй мировой войне, куда также входят картины «Родина» и «Свинец». Фильм без пафоса и заламывания рук, на основе архивных данных и семейной летописи режиссера, рассказывает на языке киноискусства о жизни узбекского народа в годы репрессий и войны. В картине впервые за независимую историю Узбекистана через судьбы семей и отдельных личностей рассказывается о том, кто такие Сталин и Гитлер и их сподвижники.

— В настоящее время заканчивается работа над телеверсией фильма, — пояснил З. Мусаков, — и «Берлин-Аккурган» смогут увидеть телезрители всей республики. Слава богу, благодаря телевидению, люди имеют возможность знакомиться с продукцией отечественного кинематографа, в том числе и с моими работами.

Как пояснил режиссер, фильм, который сейчас номинируется на российскую национальную премию «Ника», снимался, в первую очередь, для молодежи. Но печально то, что ни в Ташкенте, ни в других городах картину либо не показывают, либо молодежь на нее не ходит. «Но я привык к этому, — сказал З. Мусаков, — например, на «Родину» в кинотеатр «Панорама» ходили всего лишь три дня, благо по телевидению все видели».

Действительно, слышать от режиссера культовых кинолент «Абдулладжан», «Бомба», «Маленький лекарь», «Мальчики в небе» и многих других, обладателя более 15 международных наград, что на его фильмы не ходит молодежь, очень больно. Но больнее было слышать правду о сегодняшней реальности. И правды этой от З. Мусакова было много.

— Меня очень волнует то, как себя сегодня ведут молодые люди, — признавался Зульфикар Джалалович, — как они ведут себя с учителями, с людьми старше себя. Это у вас, в Самарканде, три подонка издевались над старушкой, надели на нее мусорное ведро и сняли на видео. Для таких нужно устраивать показательные суды, лучше один показательный суд, чем показательные собрания. Ведь в нашей стране самое большое количество преступлений совершается именно молодежью — людьми от 16 до 22-х лет. И знаете, вина многих кинематографистов в том, что они потакают этому. Посмотрите, какое кино снимают сегодня?! Богатый парень, бедная девушка или наоборот, они живут на родительские деньги, непонятно как заработанные, в фильмах демонстрируется роскошь, дорогие дома, машины… Я через сердце переношу всё это. Недавно под колесами таких вот богатых подонков погибла моя актриса Фарангиз, сыгравшая главную роль в фильме «Мамочка». Ей было 24 года, вы не представляете, что творится с ее мамой…

Режиссер на встрече с педагогами подчеркнул их важную роль в воспитании молодого поколения в наше непростое и противоречивое время, напомнил, как важно сохранить в себе человека.

В театре исторического костюма «Эл мероси» встреча с З. Мусаковым и актером театра «Ильхом» Сейдуллой Молдохановым, сыгравшим множество ролей в российских фильмах, а также «многословного» мужа председателя колхоза в новой картине Мусакова, прошла в менее официальной обстановке, однако среди поднятых тем также были остросоциальные. 

«Узбекский Спилберг» рассказал о проблемах узбекского кинематографа, отметив в то же время оказываемую государством помощь. Например, съемки «Берлин-Аккурган», как и практически все фильмы Мусакова, финансируются из госбюджета. Да, это не голливудские и даже не российские суммы, но и без них снять качественное кино было бы просто невозможно.

Пояснил З. Мусаков и то, как проходит отбор актеров в новый фильм. Очень часто актеров на главную роль он находит в такси, на улице, в зрительном зале. С. Молдоханов признался, что работать с Мусаковым очень комфортно, потому что он дорожит людьми, на съемочной площадке никогда не повышает свой голос. Этому когда-то учил Мусакова его учитель Никита Михалков.

На вопрос о возможных съемках социальных роликов Зульфикар Джалалович выплеснул накопившуюся горечь из-за наблюдаемого вокруг.

— У народа совесть есть, об этом я могу сказать на любом уровне, но вот у нас за эти годы сложился определенный класс властьимущих, которым абсолютно на все плевать, кроме того, как набить свои карманы, — сказал режиссер. —  Я не могу понять, как наша страна, занимая шестое место в мире по добыче газа, не может обеспечить газом сельчан. Как это может быть? Или вот, в Ташкенте есть целые кварталы домов-призраков. Там никто не живет. Там каждый квадратный метр будто из платины, такой дорогой. Кому это надо? У узбеков грех великий рубить чинары. Но что мы видим? Сквер моего детства порубили, чтобы пустующий и приносящий миллионные убытки Дворец форумов смотрелся лучше, что ли? Как это понять? Мне бывает стыдно, когда ко мне приходят снимать на телевидение, я часто говорю, снимайте наших тружеников великих, простых дехкан, рабочих. И это, увы, не только у нас такая ситуация…

Но завершилась встреча всё же на позитивной ноте. З. Мусаков рассказал, что уже два года в Ташкенте работает Focus School — Школа Искусств, где даются углубленные знания по кинематографии, актерскому и сценарному мастерству, а главное — готовятся будущие профессиональные режиссеры. Значит, дело мастера будет жить. 

Анастасия ПАВЛЕНКО.

Бошқа хабарлар