Мысли об улучшении инвестиционного климата

161


В финансово-экономической и социальной политике Узбекистана за последние 20-25 лет с каждым годом наблюдалось введение и усиление различных ограничений и запретов. Были введены ограничения на конвертацию, созданы искусственные трудности с оборотом наличных денег, до смешной суммы, то есть до 10$ ограничена стоимость товаров, завозимых гражданами при въезде из сопредельных государств,также была ограничена сумма валюты при выезде из страны, существенно усложнилась процедура получения банковских кредитов, особенно в иностранной валюте, а проценты за их использование существенно выросли.

Под видом благих намерений, то есть, в целях увеличения поступлений в госбюджет и защиты местных производителей, с каждым годом повышались импортные таможенные платежи. Экспорт местных товаров был усложнен различными бюрократическими процедурами.

Необоснованное повышение таможенных платежей и сборов, а также расходы, связанные с прохождением сложных бюрократических процедур, в том числе и с вынужденной выплатой взяток должностным лицам регистрирурующих и контролирующих органов, привели к повышению себестоимости  импортируемых и экспортируемых товаров. Это, в свою очередь, стало причиной повышения на внутреннем рынке стоимости товаров народного потребления, причем они стали в разы дороже, чем в соседних государствах. Ежегодные незначительные повышения зарплаты трудящихся и резкий рост цен на товары народного потребления существенно снизили покупательскую способность населения Узбекистана.

Эти обстоятельства отрицательно сказались и на деятельности предприятий производителей. Уплата необоснованно высоких таможенных платежей при импорте сырья и коплектующих, необходимых для производства продукции, стали причиной повышения её себестоимости. При высокой себестоимости наши производители стали неконкурентоспособными производителям аналогичной продукции Казахстана. 

С 2017 года по инициативе Президента Мирзиёева Ш.М. стали налаживаться добрые, братские отношения с соседними государствами. Приграничные пропускные пункты стали работать в упрощенном режиме. Пользуясь этим, наши граждане начали выезжать в соседние государства и, закупая там различную бытовую технику, одежду, средства гигиены и даже продукты питания, стали завозить в Узбекистан. Вначале каждому гражданину разрешили завозить товарына сумму до 2.000$. Но когда это явление, приняв массовый характер, привело к снижению объёма продаж на внутреннем рынке и, соответственно, снижению поступлений по налогам и пошлинам, вновь были введены существенные ограничения завоза товаров гражданами из соседних государств.

Любые ограничения и запреты, вызывая недовольство населения, становятся причиной возникновения различных незаконных и коррупционных путей обхода.За прошедшие 25 лет ограничения и запреты привели к массовым незаконным завозам товаров в Узбекистан через обходные пути, а также незаконному завозу товаров по коррупционным схемам за взятки сотрудникам пограничных таможенных постов, что само собой значительно уменьшило поступление таможенных платежей в госбюджет.

Возникает вопрос: ограничение ввоза гражданами товаров — это единственная мера или существуют другие меры, способные остановить это явление? Можно ли найти такие меры, которые были бы привлекательными и полезными и для госбюджета и для населения страны? 

Ответ на данный вопрос постараемся найти на простом жизненном примере. Представим, что Вы (Узбекистан) и Ваш сосед (Казахстан) на земельном участке своего дома, построив пекарни, сдали их в аренду. В желании большой прибыли, Вы установили сверхвысокую арендную плату (ставки налогов и пошлин), а Ваш сосед установил арендную плату на уровне остальных соседей (Киргизия, Таджикистан, Россия). Пекари (предприниматели)приступили к работе и начали печь хлеб (производить продукцию). Пекари соседа продают хлеб по 1.000 сум, а Ваши пекари, по причине сверхвысокой арендной платы, вынуждены продавать свой хлеб по 1.500 сум, в противном случае они остаются без прибыли. Дешевый хлеб соседских пекарей привлекает все больше покупателей и даже члены Вашей семьи (население Узбекистана), несмотря на Ваш запрет, тайно от Вас время от времени покупают (контрабанда) дешевый хлеб в соседней пекарне. Ваши пекари, не сумев продать свой дорогой хлеб, вынуждены остановить деятельность и остаются без работы, а Вы лишаетесь доходов (налоги и пошлины) от сдачи пекарни в аренду. Любой человек,экономя свои средства, желает покупать товары подешевле.

Президент страны требует от министров, председателей комитетов, хокимов, послов и руководителей других госорганов привлекать в экономику Узбекистана иностранные инвестиции и создавать предприятия по производству высокотехнологичных и экспортоориентированных товаров. Как исполняется это требование Президента — это отдельная тема. Но добиться поставленной задачи только командно-административным методом невозможно. Для этого государство должно создать привлекательный инвестиционный климат.

Инвестиционный климат – это совокупность сложившихся в стране политических, социально-культурных, финансово-экономических и правовых условий, определяющих качество предпринимательской инфраструктуры, эффективность инвестирования и степень возможных рисков при вложении капитала. А если сказать по-простому, то привлекательный инвестиционный климат – это создание в стране необходимых условий для получения хорошей прибыли и обеспечение гарантии неприкосновенности собственности.

К обстоятельствам, способствующим созданию благоприятного инвестиционного климата в стране, относятся:

  • высокий потенциал внутреннего рынка (оптимизация налоговых и таможенных ставок снизит цены на внутреннем рынке, принятие мер к повышению зарплат повысит покупательскую способность населения и в целом потенциал внутреннего рынка);
  • высокая норма прибыли (достигается оптимизацией налоговых и таможенных ставок, а также совершенствованием логистики);
  • низкий уровень конкуренции (уровень конкуренции в Узбекистане и так на низком уровне. Необходимо отменить все меры господдержки и льготы, предоставленные для предприятий монополистов);
  • стабильная налоговая система(разработка и внедрение эффективной налоговой концепции, оптимизация деятельности налоговых служб);
  • низкая стоимость ресурсов (сырьевых, трудовых, финансовых)(стоимость трудовых ресурсов и так очень низкая. Оптимизация налоговых, таможенных ставок, а также финансовой и банковской системы обеспечат низкую стоимость сырья и доступность финансовых ресурсов);
  • эффективная поддержка государства(принятие соответствующих законов, оптимизация деятельности госорганов и создание справедливой судебной системы).

Как видим, оптимизация налоговых и таможенных ставок занимает особое место в обстоятельствах, способствующих созданию благоприятного инвестиционного климата.Снижение таможенных платежей при импорте товаров хотя бы до уровня соседних государств приведет к следующим результатам:

— на внутреннем рынке резко снизятся цены на импортные товары народного потребления, что даже на уровне действующих зарплат повысит покупательскую способность населения, то есть люди смогут покупать на ту же зарплату больше товаров и удовлетворять свои потребности;

— местные производители станут меньше платить за импорт сырья и комплектующих, что существенно снизит себестоимость производимой ими продукции и приведет к развитию на внутреннем рынке здоровой конкуренции, созданию новых предприятий по производству дешевой и высокотехнологичной продукции. За счет этого внутренний рынок будет обеспечен качественными, доступными товарами и у производителей появятся возможности для экспорта своей продукции;

— в связи с увеличением легальных доходов предприятий и организаций, они будут иметь возможность повышать зарплаты своим работникам (увеличение покупательской способности населения) и, расширяя производство, осваивать выпуск других видов продукции, создавать новые рабочие места;

— исчезнет необходимость в незаконном завозе товаров в Узбекистан через обходные пути, а также в незаконном завозе товаров по коррупционным схемам;

При импортных и экспортных операциях причинами коррупции являются — необоснованно высокиетаможенные платежи и искусственно усложненный механизм экспорта и импорта продукции. Искоренение этих причин будет способствовать резкому увеличению поступлений в госбюджет за счет полноценных таможенных платежей.

В 1996 году с целью обеспечения населения страны современными автомобилями по доступным ценам в Асакинском районе был запущен завод “УзДЭУ”. Произведенный на этом заводе автомобиль марки “Нексия” в начале предлагался примерно за 7.000 $. Население Узбекистана с большой радостью по доступным ценам стало приобретать продукцию завода. Все мы испытывали гордость от того, что именно у нас стали выпускать современные автомобили.

В целях поддержки местного производителя государство установило необоснованно высокие таможенные платежи на импортируемые автомобили. То есть, за автомобиль стоимостью в 20.000 $, нужно было заплатить как минимум  20.000$ таможенных платежей. Ни в одной стране мира не существуют такие платежи. Очень скромный и терпеливый узбекский народ, находясь в безвыходном положении, продолжал покупать продукцию местного монополиста.

Вскоре деятельность данного завода была переведена на рельсы коррупционных схем. Несмотря на существенное снижение качества производимых автомобилей, их цены с каждым годом росли. Все помнят, как в официальных дилерских салонах размер “шапок” составлял от 1.000 $ до 10.000 $. Самое интересное то, что практически все госорганы хорошо знали об этих “шапках” и никак на это не реагировали.

В настоящее время, поменявшая название Компания “GM Uzbekistan», на внутреннем рынке предлагает автомобиль марки “Laсetti Gentra” за 15.800$. Таких цен на эту модель автомобиля нет ни в одной стране мира! Даже в странах, не производящих автомобили, цена этой модели около 8.000$. Пройдя в интернете по ссылке: https://www.masmotors.ru/car/ravon/gentra можно увидеть, что автомобиль “Laсetti Gentra” в городе Москве предлагается от 6.500 $ до 8.000 $. Почему население Узбекистана лишено возможности покупать эти машины по такой же цене? Разве это не показатель крайне неэффективной деятельности завода “GM Uzbekistan», за счет которого страдает население Узбекистана, покупая автомобили по вдвойне завышенной стоимости?  

Полагаю, что необходимо отменить все льготы, предоставленные основному монополисту Узбекистана – Компании “GM Uzbekistan». Следует снизить таможенные платежи на импортируемые автомобили до уровня соседних государств. Данная мера приведет к тому, что:

— доходы госбюджета от импорта высококачественных автомобилей (Toyota, Mersedes, Volkswagen, BMW, Audi, Hyundai, Volvo)многократно превысят сумму доходов, получаемых от деятельности “GM Uzbekistan». На следующем примере постараюсь обосновать этот вывод: при импорте из ОАЭ японского автомобилья “Toyota-Corolla» стоимостью 14.000$ таможенные платежи в Казахстане составляют около 7.000$, а в Узбекистане 14.000$. Если предположить, что прибыль государства от одной единицы автомобиля “Laсetti Gentra” составляет около 20% от её продажной стоимости, то эта прибыль равна 3.160$. Таким образом, в случае снижения импортных таможенных платежей, с каждой единицы импортированного автомобиля “Toyota-Corolla» бюджет Узбекистана получит 7.000$, что как минимум в два раза (на 3.840$) больше суммы прибыли, получаемой от продажи автомобиля “Laсetti Gentra”;

— население Узбекистана будет иметь возможность пользоваться высококачественной автомобильной продукцией.

— с улучшением инвестиционного климата, ведущие мировые производители автомобильной продукции — Toyota, Volkswagen,KIA или Hyundai могут выразить желание на базе завода“GM Uzbekistan» или на базе другого неэффективно функционирующего предприятия запустить производство своей продукции.

Еще одним крупным монополистом являются группа предприятий, производящих продукцию под брендом “Артель”. Эти предприятия, импортируя из Китая и Южной Кореи комплектущие детали различной бытовой техники, собирают и реализуют её на внутреннем рынке. На внутреннем рынке продукция “Артель” по цене не очень отличается от аналогичной импортной продукции, а в Казахстане она продается на 20% дешевле, чем в Узбекистане. Таким образом, можно сделать вывод, что эта группа предприятий также не обеспечивает население Узбекистана относительно дешевой продукцией.

Примечательно, что постановлением Президента РУз ПП-2772 от 13.02.2017 года, Указом Президента РУз УП-3594 от 11.04.2005 года и постановлением Президента РУз ПП-4090 от 04.01.2019 года предприятия производители электротехнической продукции на срок до 1 января 2022 года освобождены от таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление 0,2%)на завозимое оборудование, материалы и комплектующие изделия, а также от уплаты налога на прибыль юридических лиц, налога на имущество, единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий, а также обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд. Интересно, а что они вообще платят?

В связи с этим возникает резонный вопрос – почему на внутреннем рынке Узбекистана продукция «Артель» не реализуется по более низкой цене, чем аналогичная продукция, импортированная из Китая? Как можно объяснить то, что продукция «Артель» в Казахстане реализуется на 20% дешевле, чем на внутреннем рынке Узбекистана? Импортированная из Китая аналогичная продукция в Казахстане продается на 30-40% ниже, чем на внутреннем рынке Узбекистана. И это не пустые слова. Нижеследующая таблица наглядно показывает, как одна и та же модель бытовой техники в Узбекистане продается дороже чем в Казахстане:

Наименование техники Цены в Узбекистане и ссылки сайта Цены в Казахстане и ссылки сайта Разница
холодильник SAMSUNG RB 30 J3000WW 5.387.000 сум, то есть 637,34 $ http://mediapark.uz/products/category/62?page=5 179.990 Тенге — 474,93 $ https://www.mechta.kz/product/holodilnik-samsung-rb-30-j3000ww/ 30%
Телевизор Samsung 55NU7400 8 148 000  =  958 $ http://mediapark.uz/products/view/2277 289 695,88 Тенге  =   762 $ https://satu.kz/p58253467-televizor-samsung-ue55nu7400uxce.html?_openstat=kz_prosale%3B%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D1%80%D1%8B%3B%D0%A2%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D1%80++Samsung+%22UE55NU7400UXCE%3Bsearch 25%
Холодильник Shivaki HD 316 FN, белый 3 102 000 Сум  =  365 $ http://mediapark.uz/products/view/127 79 715 Тенге  =   209 $ 57%
Плита газовая Artel APETITO 10-G» (белая) 1 503 000 Сум = 176 $ https://glotr.uz/p175603-plita_gazovaya_artel_apetito_10_g_belaya/ 55 585 Тенге = 146 $ 17%

Самое интересное то, что даже газовая плита «Артель» продается в Казахстане на 17% дешевле, чем в Узбекистане.

Из всего изложенного можно сделать следующий вывод – меры государственной поддержки и льготы, предоставленные производителям электротехнической продукции, не привели к ожидаемым результатам, то есть не обеспечили население более дешевой продукцией.

Снижение таможенных платежей на импортируемую бытовую технику до уровня таможенных платежей Казахстана приведет к снижению цен на эту продукцию на внутреннем рынке Узбекистана.

Отмена мер государственной поддержки, а также предоставленных льгот производителям электротехнической продукции будут способствовать формированию здоровой конкурентной среды на внутреннем рынке Узбекистана. Действуя в условиях здоровой конкуренции, предприятия, производящие электротехническую продукцию, даже уплачивая сниженные таможенные платежи при импорте комплектующих и материалов, будут вынуждены снизить цены на свою продукцию. Это, в свою очередь повысив покупательскую способность населения Узбекистана, увеличит потенциал внутреннего рынка. Со снижением на внутреннем рынке цен на импортированные и произведенные в Узбекистане товары, у населения страны исчезнет желание покупать товары в соседних государствах и завозить их в Узбекистан.

Увеличение видов и объёмов производства, рост экспортного потенциала, рост доходов населения страны несомненно приведут и к укреплению национальной валюты.

Юрист А.Р.Хамидов

Бошқа хабарлар