ДХО: Днем с огнем!

88

Распространившиеся в социальных сетях за последний месяц фотографии загоревшихся легковых автомобилей вызвали ажиотаж среди водителей. Ажиотаж был обусловлен последними изменениями в ПДД, а именно постановлением Кабинета Министров от 9 апреля №292, предусматривающим в обязательном порядке включение ближнего света фар или ДХО в дневное время. По мнению многих водителей, именно это нововведение стало причиной возгорания машин.
ГУВД Ташкента оперативно отреагировало на эту ситуацию, опровергнув связь между возгораниями автомобилей и включенными фарами. В информации, предоставленной Управлением пожарной безопасности, отмечалось, что с начала текущего года было зарегистрировано 11 случаев подобных инцидентов. В двух случаях причиной возгорания стали неполадки в топливной системе, в остальных — неисправности в электропроводке, в том числе вызванные ДТП.
По многочисленным обращениям граждан, со стороны группы депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса было направлено предложение в Кабинет Министров и Министерство внутренних дел об отмене введения данного требования обязательного использования днем ближнего света фар (вместо дневных ходовых огней, ДХО) во время движения автомототранспортных средств или внесении изменений в постановление с учетом общественного мнения, допускающим неприменение штрафов за нарушение. Депутаты аргументировали свое предложение следующим:

  • при принятии изменений не было учтено общественное мнение: проект не был допущен к всенародному обсуждению.
  • игнорирование ряда факторов, связанных с местными условиями, а также с климатом нашего региона, подразумевающим преимущественно жаркую погоду и продолжительный световой день.
  • Конструкция автомобилей, произведенных несколько лет назад и ранее, не предусматривает вождение автомобиля в жаркую погоду с постоянно включенными фарами. В Европе, где данная норма была введена гораздо раньше, в 2011 году, все производители авто в обязательном порядке устанавливали ДХО в конструкцию новых машин, а водители моделей, произведенных до 2011 года, имеют право не включать фары в дневное время.
    Депутаты также отметили, что размер штрафа за нарушения правил пользования световыми приборами, составляющий 0,5 минимального размера зарплаты, завышен, причем за 4-е нарушение по этой статье в течение года водителя могут лишить прав на 6 месяцев.
    В странах Европы сумма штрафа меньше среднего уровня зарплаты в 82-146 раз, а в нашей стране этот показатель составляет всего 16-17 раз.
    В ГУВД дали разъяснения, чтобы развеять миф о плавящихся фарах. Оказалось, что галогенные лампы достигают рабочей температуры в 450 градусов, соответственно, климат и жара не могут влиять на стойкость приборов к температурам.
    Но любое самовольное вмешательство или установка этих же осветительных приборов в сомнительных сервисах могут привести к сбою всей системы. Чаще всего это некачественная или неправильно подобранная проводка, использование поддельной продукции, нетщательный технический осмотр и ряд других причин, обусловленных халатностью водителя или мастера.
    ДХО были впервые использованы в странах Скандинавского полуострова, где световой день продолжается недолго и естественного освещения зимой недостаточно.
    В 1977 году впервые в Швеции было введено широкое обязательное использование ходовых огней.
    В США, Великобритании вместо ДХО возможно использовать фары ближнего света, но на пониженном напряжении.
    В России альтернативой ДХО могут выступать противотуманные фары,
    У наших соседей использование ДХО было введено с 2009 года: в Киргизии, а в Казахстане – с 2014 года.
    Также в сети очень много примеров светодиодных «дневных фар» с минимальным расходом энергии. Такая альтернатива будет долго служить водителю авто, и не будет слепить встречным автомобиля, один большой минус – цена.
    По мнению некоторых водителей, наших соотечественников, езда с включенным светом – мера необходимая, учитывая плотный трафик днем.
    Каримов Шамшод, стаж вождения – 22 года:

Закон приняли очень быстро, народу не объяснили ни правил, ни причин. Поэтому люди, особенно старшее поколение, не привыкшее еще к этому, попросту забывают включать фары. Для введения такой нормы, для начала, мне кажется, для внутреннего рынка необходимо было выпустить автомобили «евро» варианта. Как Ravon E, у которого ДХО включаются автоматически. И обязать провести предварительный тех.осмотр машин, у которых ДХО не включены в комплектацию.
Адилова Камола, стаж вождения – 8 лет:
Мне, как водителю, стало легче ездить на дорогах, включенный свет ближних фар действительно подсвечивает машины на общем фоне, это помогает концентрации. Но большие штрафы и несоответствие конструкций авто – причина недовольства большинства водителей.
Мирзаев Улугбек, стаж вождения – 35 лет:
Водители, которые зарабатывают на жизнь, будучи таксистами, не могут позволить себе лишний раз поменять фары, что сплавились от температуры. Такие денежные расходы неоправданны в масштабах одной обычной семьи. Считаю, что из этого постановления надо заменить слово «обязательно» на «рекомендовано» касательно включения фар на машинах, неоснащенных ДХО.
Так нужны ли нам все-таки эти изменения?
Транспорт с включенными фарами становится более заметным на дороге, особенно в зоне периферийного зрения. Также включенные огни визуально уменьшают расстояние между движущимися автомобилями, как результат, водители становятся более внимательными и сконцентрированными, соответственно, избегают необдуманных и рискованных маневров.
Повезло тем, у кого есть возможность включать противотуманные фары в качестве ДХО, например, на экспортных комплектациях Chevrolet Spark — Ravon R2. Nexia R3, Gentra и Cobalt уже оснащены ДХО, для их подключения просто надо обратиться к автоэлектрику.
Подобная практика в масштабах мира оправдала себя, поскольку количество ДТП по статистике снизилось на 9-25 %, а смертность пешеходов – до 29%.
Безусловно, включенный ближний свет фар или дневные ходовые огни повышают уровень безопасности на дорогах. Просто невозможно проигнорировать два ярких источника света, движущихся тебе навстречу или с боковой стороны.
Но как показывает действительность, для введения подобной нормы, необходимо было провести широкомасштабные разъяснительные работы. Народ может принять любые изменения, если четко и грамотно обосновать и объяснить, зачем нам это надо и как это работает.

Жахонгир ТОХИРОВ

Бошқа хабарлар