Автопром: мифы и реальность

20

Цены на отечественные машины перестали повышаться с прежней регулярностью. Автолюбители радоваться не спешат — скоро производитель станет уплачивать в бюджет НДС, к тому же может оказать влияние инфляция.  Для того чтобы на месте разобраться с тем, как удается сохранить розничные цены на прежнем уровне, предоставляя скидки и другие акции, побывали в АО «UzAuto Motors» и на нескольких предприятиях, изготавливающих для него комплектующие.

Автопром обвиняют в отверточной сборке, ограничении доступа к иномаркам, завышении цен на внутреннем рынке, скудности модельного ряда и так далее. Впрочем, недавно поводов для недовольства было еще больше.

Начнем с хорошего. Самая болезненная точка — система продаж — меняется к лучшему. Это сейчас звучит дико, но всего лишь три года назад авто невозможно было купить за безналичный расчет или в рассрочку. Иногда люди ждали годами, платили «шапку» и еще благодарили, получив заветный продукт. Теперь, видимо, автосалоны начали понимать, что музыку заказывает потребитель. Проводят различные акции, например, за покупку машины — велосипед в подарок, предоставляют скидки, услуги «авто за 45 минут» и «едем к вам».

— Как производитель, рассматриваем все сценарии развития, ведь в какой-то день правительство может отменить пошлины на импортные машины, — объясняет временно исполняющий обязанности генерального директора АО «UzAuto Motors» Рустам Раджабов. — Рынок уже сейчас осваивают зарубежные бренды. В стране действуют 11 автосалонов «Лада», а также могут появиться автомобили «Renault». Чтобы обрести конкурентные преимущества, ведем планомерную работу по оптимизации производства для снижения себестоимости продукции. Цены на модели снизились в среднем на 1,5 тысячи долларов, в целом в 2018 году себестоимость опустилась более чем на 1,2 триллиона сумов.

Ощутимого пересмотра ценников при этом потребители не заметили. Специалисты объясняют это тем, что названные меры позволили сохранить розничные цены на прежнем уровне, несмотря на отмену льгот и инфляцию. В 2018-м отрасль выплатила в бюджет в виде налогов и других платежей 1,6 триллиона сумов. Появились условия для проведения акций и предоставления беспрецедентных рассрочек покупателям.

Произведено в Узбекистане: контроль качества и доступность

Хотя машины изготавливаются на заводе в Асаке, говоря об отрасли, следует учесть плеяду других предприятий, выпускающих сотни видов комплектующих — фары, стекла, электропроводку, глушители и так далее.

АО СП «Uz-Dong Won» производит глушители, противоударные дверные балки и кузовные части.

— Добились снижения цены на нашу продукцию на 16 процентов, — рассказывает генеральный директор предприятия Баходир Саматов. — Для этого поменяли некоторых поставщиков, сократили издержки. Например, сырьем у нас служит листовой металл. Перейдя на метод лазерной резки, сократили потери лома, которые доходили до 30 процентов.

Кстати, предприятие изготавливает детали для УК «Группа ГАЗ» (Россия). Экспорт необходим почти для любого производителя комплектующих, так как они используют импортную сталь и нуждаются в валюте.

СП «UzKoje» специализируется на изготовлении электропроводки для авто. Производство достаточно высокотехнологичное — провода на машине должны переносить резкие перепады температуры — не только нагревание, но и охлаждение до минус 40 градусов. Тут применяют специальные химические составы, способствующие самозатуханию проводов в случае самовозгорания. Для контроля качества завод оснащен лабораторией и современным испытательно-техническим оборудова­нием.

Сложно не распознать автомобильные фары моделей «Nexia-3», «Spark», «Cobalt» и «Lacetti». Все они производятся на СП ООО «UzChasys». Предприятие — из числа OEM-поставщиков. То есть его изделия можно увидеть и на других марках под иными брендами, например, на автомобилях «Лада» ПАО «АвтоВАЗ».

Поинтересовались, выдерживает ли продукция длительную поездку в жаркую погоду со включенными дневными ходовыми огнями и причиной случаев возгорания фар на отечественных авто. По словам специалистов, это может быть результатом установки незаводских деталей. Оригиналы переносят нагрузку. С этим связывают возросший в последнее время спрос на изделия завода.

Некоторые сразу же при покупке машины меняют фары. Чтобы выбор пал на оригинал, качество которого гарантируется, предприятие планирует освоить выпуск тюнинг-фар.

На ООО «Автоойна» стали свидетелями испытаний на прочность автомобильных стекол. Последним в лаборатории приходится несладко: их нагревают и охлаждают до экстремальных температур, после чего роняют на них стальные шары весом почти 300 граммов с высоты в несколько метров. Естественно, стекло трескается. Но это не проблема, оно не пройдет тест, если разделится на отдельные куски. Кстати, здесь же демонстрируется некачественное стекло, разлетающееся вдребезги при попадании шара.

— Продукцию часто подделывают, — рассказывает генеральный директор ООО «Автоойна» Махмуд Атабаев. —  Кустарный товар испытательный стальной шар пробивает насквозь. Некачественное изделие можно распознать по разным параметрам. Например, в автомобилях «Cobalt» не предусмотрена солнцезащитная полоса, имеются различия в толщине (у оригинала — 4,92 мм), а также в нанесенных знаках.

Отличие отраслевых предприятий — роботизация, доходящая у некоторых до 90 процентов. Иногда можно заметить, что одну и ту же работу — например, перекладывание стальных листов под пресс — выполняют и люди, и роботы.

По словам экспертов, роботы справляются с задачей эффективнее, но для нас не менее важно обеспечение занятости. Поэтому автоматизация будет происходить за счет расширения производства, а не сокращения численности персонала. Кстати, один робот-манипулятор стоит в среднем сто тысяч дол­ларов.

Асакинцы огорчены

По всей Ферганской долине разбросаны десятки крупных производителей комплектующих, что ставит под сомнение утверждение, что отечественный автопром — это всего лишь отверточная сборка привозных деталей. С таким мнением не согласен и Рустам Раджабов, руководивший экскурсией по заводу «UzAuto Motors».

Показывая цехи, он акцентировал внимание на том, как стальной рулон, пройдя штамповку и сварку, постепенно превращается в кузов автомобиля. При этом в процесс рабочие вкладывают немалый труд — подгонять детали тоже надо уметь — миллиметровая погрешность может забраковать весь кузов.

С главного завода автомобили «вылетают», как свежие лепешки, каждые 70 секунд. Сразу после конвейера их заводят и на моторной тяге пригоняют к испытательной линии, где они проходят проверку на водонепроницаемость салона и отсутствие дефектов в несколько этапов.

— Слышали о том, что некоторые граждане называют наш завод неэффективным и хотят прекращения его деятельности, — говорит бригадир Гайратжон Шакиров. — Я с этим категорически не согласен и очень огорчен. Работники в цехах трудятся добросовестно, и, как видите, мы не собираем готовые детали, а практически создаем машину с нуля.

В ближайшее время экскурсии по заводу станут доступны для любого желающего. Но за небольшую плату. В конце поездки все посетители получат памятные подарки.

Локализация: что не станем осваивать?

Замещение импорта в автопроме растет с каждым годом и продолжится в будущем. Однако есть изделия, осваивать которые невыгодно.

— Не планируем выпускать подушку безопасности, — рассказывает Р. Раджабов. — Таких производителей в мире всего два. Расходы окупают за счет того, что изготавливают по десять миллионов штук. Не станем осваивать также компьютерный блок.

Планируем совместно с АО «Узкимёсаноат» локализовать моторные жидкости, Ассоциацией «Узэлтехсаноат» — предохранители, датчики и другую электронику.

Еще раз о ценах

По словам руководителя завода, делается все для того, чтобы минимизировать влияние планируемого перехода к уплате НДС. Сокращение себестоимо­сти продолжится и в будущем, это может дать новые результаты.

Немаловажный фактор в этом процессе — противодействие коррупции. Есть специальный стандарт — ISO 37001 — система менеджмента борьбы со взяточничеством, который внедрят на заводе. Как отметил Р. Раджабов, принимаются меры против «шапок» и откатов, что уже дает результаты.

Отметим, что средний уровень локализации автомобилей АО «UzAuto Motors» составил более 55 процентов. В 2018 году налажено производство ста новых компонентов, импорт сокращен на 157 млн долларов.

Мухаммад Каршибаев.
«Правда Востока».

Опубликовано в газете «Правда Востока» в № 135 (29098) от 5 июля 2019 года.

Бошқа хабарлар