НЕУЖЕЛИ ПРАВО ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО ТЕМ, У КОГО ЕСТЬ ДЕНЬГИ?

72

В Конституционный суд Республики Узбекистан

Обращение гражданина Республики Узбекистан Хамидова
Абдурахмана Рахимовича о проверке соответствия принципам Конституции Республики Узбекистан пункта 7.3. Приложения «Правил дорожного движения», утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан №370 от 24 декабря 2015 года, а также статьи 126 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности.

Пунктом 7.3. Приложения «Правил дорожного движения», утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан №370 от 24. 12. 2015 года, запрещается эксплуатация транспортных средств с установленными дополнительными предметами или нанесенными покрытиями, ограничивающими обзорность с места водителя.

Ст. 126 Кодекса об административной ответственности устанавливает ответственность за эксплуатацию транспортных средств с зеркальными и (или) тонированными (затемненными) стеклами, не соответствующими техническому регламенту, а равно транспортных средств, на которых установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя, за исключением транспортных средств, для тонирования стекол которых выдано соответствующее разрешение. Данная редакция статьи 126 кодекса действует с июля 2018 года.

С 1999 года статья была в следующей редакции: «Эксплуатация транспортных средств с зеркальными, а также изготовленными в нарушение норм, установленных соответствующим ГОСТом, тонированными (затемненными) стеклами». То есть, запрещалась только тонировка или затемнение, а зашторивание не запрещалось.

А с апреля 2011 года вышла следующая редакция: «Эксплуатация транспортных средств с зеркальными или тонированными (затемненными) стеклами, не соответствующими нормам государственного стандарта, а равно транспортных средств, на которые установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя». С этого времени запретили зашторивать стекла автомашин, но не было исключения для транспортных средств, для тонирования стекол которых выдано соответствующее разрешение.

Любая норма закона, ограничивающая или запрещающая какие-либо действия или бездействия, должна иметь логические причины и основания. Но статья 126 КоАО РУз в определенных частях не имеет таковых причин и оснований.

Во-первых: если причиной данного запрета является обеспечение безопасности других участников дорожного движения в связи с ограничением обзорности с места водителя, то как можно объяснить исключение ответственности для лиц, на автомашины которых выданы разрешения на такое же тонирование? В соответствии с частью 2 ст.18 Конституции Республики Узбекистан льготы могут быть установлены только законом и должны соответствовать принципам социальной справедливости. О какой социальной справедливости может идти речь, если право тонирования можно купить за деньги? Неужели право предоставляется только тем, у кого есть деньги, а у кого их нет, то и права нет?

Норма, исключающая ответственность за тонирование стекол автомашин для лиц, которым выдано разрешение за определенную плату, противоречит принципам законодательства об административной ответственности, предусмотренного ст. 3 кодекса, а именно не основывается на принципах справедливости и равноправия граждан перед законом. Получается, что владельцы автомашин, заплатившие за тонировку стекол, имеют больше прав, чем те владельцы автомашин, кто не может заплатить. Слово «равноправие» означает предоставление равных прав всем без исключения и без каких-либо условностей. Наличие каких-либо условностей в предоставлении права автоматически исключает равноправие и, следовательно, противоречит принципу справедливости.

Во-вторых: тонирование или зашторивание задних боковых стекол автомашины никак не ограничивает обзорность с места водителя, так как при управлении автомашиной водитель не пользуется обзором через эти стекла. Запрет на тонирование задних боковых стекол автомашины, установленный ст. 126 кодекса, не обоснован необходимостью обеспечения безопасности других участников дорожного движения. А это означает, что правительство без логических оснований и причин запретило гражданам тонировать задние боковые окна автомашин и за нарушение этого запрета установило административную ответственность.

В соответствии со ст. 2 кодекса, законодательство об административной ответственности имеет своими задачами охрану прав и свобод граждан, собственности, государственного и общественного порядка, природной среды, обеспечение социальной справедливости и законности в интересах благосостояния человека и общества.

Тонирование передних боковых и заднего стекла автомашины действительно ограничивает обзорность с места водителя, и это может угрожать безопасности других участников дорожного движения. Тонирование или зашторивание заднего стекла лишает других водителей автотранспортных средств сквозного вида дороги, что при осуществлении маневра на опережение может представлять для них опасность столкновения с различными препятствиями (пешеход, машина и т. п.).

Так как тонирование или зашторивание задних боковых стекол автомашины не угрожает безопасности других участников дорожного движения, пункт 7.3. Приложения «Правил дорожного движения», утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан №370 от 24. 12. 2015 года, следует изменить и изложить этот пункт в следующей редакции: «Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя, за исключением задних боковых стекол».

Кроме того, статью 126 Кодекса также следует изменить и изложить в следующей редакции: «Эксплуатация транспортных средств с зеркальными и (или) тонированными (затемненными) стеклами, не соответствующими техническому регламенту, а равно транспортных средств, на которых установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя, за исключением задних боковых стекол» или «Эксплуатация транспортных средств с зеркальными и (или) тонированными (затемненными) лобовыми, передними боковыми и задними стеклами, не соответствующими техническому регламенту, а равно транспортных средств, на указанных выше стеклах которых установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя».

Говоря простым языком, сняв ответственность, разрешить всем без исключения гражданам Узбекистана без какой-либо оплаты тонировать (зашторивать) задние боковые стекла своих автомашин. В климатических условиях Узбекистана данная мера вызвана необходимостью защиты пассажиров от лучей солнца. Особенно это актуально при дальних поездках. Длительное нахождение под прямыми лучами солнца может негативно влиять на состояние здоровья людей.

Изменение указанных нормативных актов вызвано также необходимостью приведения их в соответствие с требованиями ст. 18 Конституции Республики Узбекистан, определяющей, что: «Все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения. Льготы могут быть установлены только законом и должны соответствовать принципам социальной справедливости».

В соответствии со ст. 2 закона
«О Конституционном суде Республики Узбекистан, «Конституционный суд Республики Узбекистан (далее — Конституционный суд) является постоянно действующим органом судебной власти по рассмотрению дел о конституционности актов законодательной и исполнительной власти»
.

В соответствии со ст. 4 этого закона, «Конституционный суд: определяет соответствие Конституции Республики Узбекистан, законов Республики Узбекистан и постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений правительства, решений местных органов государственной власти, межгосударственных договорных и иных обязательств Республики Узбекистан».

В соответствии со ст. 31 этого закона, «Конституционный суд принимает решения только по конкретным рассматриваемым вопросам, конституционность которых подвергается сомнению».

В соответствии с пунктом 9 «Положения о порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц в Конституционном суде Республики Узбекистан», утвержденным Конституционным судом Республики Узбекистан от 09. 01. 2015 года, «Обращение считается содержащим вопросы, относящиеся к компетенции Конституционного суда, если оно отвечает одному из следующих требований:

а) в обращении испрашивается проверка соответствия Конституции Республики Узбекистан законов Республики Узбекистан, постановлений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указов Президента Республики Узбекистан, постановлений правительства и местных органов государственной власти, а также межгосударственных договорных и иных обязательств Республики Узбекистан».

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 9 «Положения о порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц в Конституционном суде Республики Узбекистан», утвержденным Конституционным судом Республики Узбекистан от 09. 01. 2015 года, прошу проверить соответствие Конституции Республики Узбекистан пункта 7.3. Приложения «Правил дорожного движения», утвержденного ПКМ Республики Узбекистан №370 от 24. 12. 2015 года, а также статьи 126 Кодекса об административной ответственности Республики Узбекистан.

Абдурахман ХАМИДОВ,

Ташкент

Бошқа хабарлар