Exponaut – эпицентр творчества молодежи

76

Совсем недавно начал свою деятельность арт-проект Exponaut (Экспонат), но за короткое время превратился в излюбленное место для молодых людей.

Основательница проекта – Нигина Халмухамедова. Получая высшее образование в Латвии и Франции, долгое время путешествовала и жила в Европе, изучала разные аспекты жизни, общалась с разными людьми. Набрав определенный багаж знаний, Нигина вернулась на родину и решила заняться развитием культуры, творчества и искусства в Узбекистане. Наш корреспондент пообщался с ней и поговорил об ее «детище», источниках вдохновения и получить советы, необходимые для творческого человека.

Стоит отметить, что проект стремится к свободному полету творчества, продвижению современного искусства в Узбекистане и демонстрации талантливых работ, как наших соотечественников, так и иностранных гостей. На его счету уже большое количество проведенных мероприятий: кинопоказы под открытым небом, мастер-классы по изготовлению свечек и текстильных сумок, выставки, фестиваль красок «холи», фотоконкурс и карнавалы.

— Что такое «Экспонат», почему именно так называется?

— На самом деле Экспонат изначально вначале планировался, как галерея типичного формата, реальная галерея с офисом с целью просвещать людей. Эта задумка была у меня еще в Париже, потому что я каждый день выходила после работы, и меня как магнит тянуло в эти многочисленные галереи. Но по приезду сюда, я поняла, что здесь люди еще, наверное, к такому не готовы и даже я сама не была к этому готова. И поэтому я сделала небольшую переоценку, поняла, что надо что-то покреативней, поинтересней. Решила создать арт-проект. Это галерея цифрового формата и мы себя позиционируем, как «краски». У нас нет офиса, для нас Ташкент — это огромный большой холст – белый холст, на котором мы, организовывая разные мероприятия, раскрашиваем город в разные яркие цвета. То есть наши мероприятия — это тоже какие-то экспонаты. Почему назвали Экспонатом? На самом деле, это была одна из причин почему мы так назвали проект, потому что все люди хотят быть как-то ближе к искусству, и мы считаем, что все люди, которые посещают наши мероприятия – они тоже экспонаты. То есть в них есть частичка искусства, они ее несут в себе. Поэтому все наши участники это экспонатовцы, а мы – Экспонат, который создает разные культурные мероприятия в Ташкенте.

— Что означает лого? Почему именно глаз?

— У этого лого долгая история. Я очень долго думала, что сделать, хотела палитру какую-нибудь, но поняла: чем мы смотрим на экспонат в галерее? Глазами. Изображен глаз и вокруг него есть рамка. Искусство – обширное, ты никогда его не охватишь полностью, а мы помогаем именно сфокусироваться на чем-то определенном и показываем через этот глаз, так что рамка тоже не просто так изображена. Если вы заметили, в глазе есть блик – мы смотрим на все с таким огоньком в глазах.

— Что подвигло Вас создать проект?

— Как я уже сказала, я жила в Париже и работала в абсолютно другой сфере. Это была страховая компания для дипломатических корпусов, очень-очень далеко от искусства. Я еще со школы всегда хотела заниматься творчеством, но так как родители сказали, что мне нужна более серьезная профессия, я уехала за границу учиться. Несмотря на то, что я училась в совершенно другой сфере, я постоянно была рядом с искусством, в какой-то параллели. Пока получала свой бакалавр, еще и училась в академии искусств, участвовала в каких-то выставках, постоянно рисовала. Не опускала руки, никогда не прекращала творить. И вот когда поехала в Париж, это был самый кульминационный момент, когда я поняла, что хочу делать что-то такое для людей, чтобы такие же люди как я, у которых нет возможности заниматься творчеством, чтобы оно у них было. Проект направлен на развитие культуры в Ташкенте и предоставление возможности людям, которые работают в офисах каждый день, выходят с работы в шесть, у которых очень монотонный график, очень рутинная жизнь, чтобы у них была возможность попробовать себя в чем-то творческом.

— Расскажите, пожалуйста, про историю образования. Я знаю, что мы с Вами окончили одну школу, потом Вы поступили в лицей при Вестминстерском университете в Ташкенте. А дальше?

— А потом я попала на CFS – после лицея могла сразу продолжить учиться в университете Вестминстер на втором курсе. Но у меня была такая тяга к путешествиям и сломя голову просто рвалась уехать, и я улетела в Латвию. Я училась в университете Turiba в Риге, на факультете международных коммуникаций, потом я училась в Лионе во Франции. Вот там я выбрала факультет творческий. Потом поехала в Швецию, проходила летнюю школу касательно журналистики. После этого я все-таки получила диплом с Латвии и Франции, и приехала сюда. Намереваюсь поехать в США и там окончить бакалавр, связанный с творчеством.

— С какими трудностями Вы сталкивались, пока организовывали все это?

— Я могу с уверенностью сказать, что я абсолютно не математик, не такой человек, который хорошо разбирается во всех этих бюрократических вопросах и для меня это был новый мир. В голове все разрисовала по-творчески, как это все будет происходить, но на деле оказалось все сложнее: писать письма, заниматься вопросами регистрации компании, ведение всех документационных, финансовых аспектов было сложно. И я могу сказать, что в этом плане я выросла. Также этот проект научил меня правильно общаться с разными категориями людей. Должен быть хорошо развит менеджмент, мультитаскинг и тимворкинг – к каждому человеку должен быть индивидуальный подход, умение конструктивно объяснить и продолжать работать. Это огромнейший опыт, который я получила. Безусловно, я этому рада и благодарна.

— Был ли страх, что все провалиться? Что проект не окупится?

— Экспонат – это мой первый проект, который полностью под моей координацией. Такой страх есть всегда, абсолютно во всех сферах, когда ты делаешь это в первый раз. Этот страх мешает тебе делать то, что ты в принципе можешь сделать, но ни в коем случае нельзя опускать руки. Надо учиться, если даже не получается. У нас были запланированы два мероприятия, которые не получилось провести. И это не значит, что ты неудачник или у тебя плохой проект. Наоборот, если в твоем проекте такого не случается – это плохо. Хорошо, когда что-то не получается, когда ты падаешь вниз. Ты понимаешь цену всему, что ты делаешь и чего ты достиг. Во-вторых, это пища для размышлений, чтобы проанализировать свои ошибки, подумать, где ты мог бы сделать лучше, где и как усовершенствоваться, это тоже огромный плюс. Я не воспринимаю эти провалы как что-то плохое. Для меня это полезно, это урок.

— Опускались ли руки? Пропадала ли вера в себя и свои возможности? Как ты с этим справлялась?

— Такое есть всегда и когда ты себя так чувствуешь, стопроцентно это ощущают люди, с которыми ты работаешь, тем более если ты лидер – то должен вселять в них уверенность. Как это сделать? Нужно показывать, что ты уверен в том, что делаешь, что ты уверен в своем проекте и верить в свой успех. Но если ты понимаешь, например, что успех в каком-то мини-проекте не светит, то в любом случае, нельзя терять командный дух. Нужно обязательно его сохранить, если не получается какое-то мероприятие, команду надо поощрить, поддерживать. Потому что все прилагают усилия. Хочу сказать за свою команду. Я работаю с поистине крутыми ребятами, они очень талантливые. Очень спонтанно и рандомно получилось, как мы собрались и сблизились, и я неспроста называю нас Exponaut Family – мы семья, каждый из нас всегда рядом, чтобы поддержать. Они все работают очень много, без выходных, постоянно и напряженно, они все рядом. Это очень важно. Когда тебя семья поддерживает, у тебя уже другой настрой и то же самое в команде. Я очень благодарна, что они есть.

— Первое мероприятие Экспоната – это кинопоказ фильма «Одержимость» в Экопарке. Боялись ли Вы, что никто не придет? Говорят, первый блин комом, но у Вас получился вкусный торт. Расскажите об этом, пожалуйста.

— Мы рассчитывали, что на кинопоказ придет тридцать человек, а пришли более 250 людей! В десять раз больше, и мы были просто в шоке! У нас была такая дрожь внутри, но это было приятное ощущение. Как будто ты на страшных качелях, которые вот-вот вниз рухнут и тебе страшно, но ты рад. Неописуемое чувство, это было одно из лучших событий, которые я организовывала. На самом деле у нас не было такого, что никто не придет, потому что пиар был очень мощный со стороны всех наших друзей. У нас было 70 репостов в социальных сетях. К примеру, взять Инстаграм, одну историю просматривает 100 человек, и если 70 репостов, то нас увидело более 7000 человек!

Мы стараемся держать планку и сконцентрировались в направлении кино, у нас теперь проводятся «Кинотоки» на постоянной основе, где теперь не просто показ фильмов, а именно обсуждение. Мы хотим, чтобы молодежь была здорова морально, умела мыслить, анализировать и не стесняться раскрывать себя. И если вспоминать наше первое мероприятие – это был огромный стресс, но ни у кого не было волнения, когда перед фильмом мы говорили. Лично у меня было такое ощущение, что все эти практически 300 людей – мои родные, мои друзья и у меня был такой дружелюбный настрой, было приятно с ними общаться, потому что я чувствовала эту энергетику и их ответную реакцию: когда ты говоришь и они все хлопают. Был такой интерактив.

— Любая работа требует вдохновения, что является твоим?

— Много лет мне не разрешали заниматься творчеством, и оно было чем-то недосягаемым, что-то приятное, что я никогда не могла реализовать. Мое вдохновение – возможность реализовать себя, и, конечно же, наша публика, которая приходит с этим огоньком, благодарит нас после мероприятия и говорит, что никогда на таких ивентах не были или никогда так классно не справляли Хэллоуин. Тот же Хэллоуин! Почему я его организовала? Потому что я с детства, до пятнадцати лет, наверное, каждый год красилась сама и красила своих друзей, и бегала по двору своему, потому что некуда было пойти, я была маленькой и у нас не справляли этот праздник. Все мы в детстве об этом мечтали, и я подумала, раз у нас такой проект, почему бы не реализовать мечты этих детей и меня, той самой маленькой девочки внутри?

— Экспонат — это абсолютно новый формат для Ташкента. Как люди восприняли его?

— На удивление, у нас такого не было. Никто не спрашивал «что такое Экспонат?». Мы позиционируем себя больше как арт-проект, но люди называют нас галереей, мы занимаемся творчеством, культурой, это их и цепляет, нет какого-то такого же второго Экспоната. Проектов, на самом деле, много, но то что именно мы делаем и как мы это подаем – такого, наверное, нет. Людей привлекает что-то новое, необычное. Нам не надо говорить, какие мы крутые, мы просто рассказываем, чем мы занимаемся, нашу идею и концепцию, им это нравится. Неважно, кто стоит за всем этим, главное – как люди ощущают себя на наших мероприятиях. Чувствуют, что мы одно целое, чувствуют общую связь. Мы – общество, комьюннити, связанное с творчеством. Людям нравится чувствовать принадлежность к чему-то большому, наверное, мы даем это ощущение и поэтому к нам хорошо все относятся.

— Какие планы на будущее? Будет ли Экспонат охватывать масштабные мероприятия, по типу концертов?

— Это очень сложный вопрос, потому что здесь есть тонкая грань, когда ты переходишь на коммерцию и когда ты все еще делаешь искусство. Мы стоим пока на уровне, который очень далек от коммерции. Не хотелось бы терять эту жилку, опять же, почему нас любят – из-за творчества. На счет будущего ничего сказать не могу, но в моих планах сделать это международным проектом, чтобы связать его уже с такими разными странами, как США, Франция, Латвия, потому что есть такая возможность, почему бы ее не использовать. Но говорить пока об этом рано.

— Поступают ли предложения на счет организации мероприятий, коллабораций, сотрудничества?

— После того как мы провели несколько мастер-классов, к нам обращались люди с просьбами повторить их, особенно по изготовлению свечей. Даже просили мастер-класс по мыловарению! Таких предложений очень много, они все на удивление очень необычные, никогда не можешь угадать, что в этот раз тебе предложат сделать. И это классно, потому что люди видят в нас что-то неординарное и видят возможность реализовать себя, это очень круто. Мы стараемся все предложения учитывать и включать их в свою программу мероприятий. Также к нам поступают предложения по проведению корпоративных вечеров для разных компаний, но такой вариант мы пока не рассматриваем, потому что мы за самореализацию.

— Немного отходя от темы, что Вы можете рассказать о нынешнем поколении, о ташкентской молодежи?

—Я очень люблю путешествовать, и была во многих странах, мне удалось именно пожить в этих странах, ознакомиться с молодежью. Приехав сюда, я ожидала, что люди за границей будут более толерантными, творческими, амбициозными, но я ошибалась. Ребята, которые у меня в команде – все немного младше меня, но они нереально крутые! Я, имея за собой какой-то багаж знаний и опыта международного, учусь у этих ребят. Они очень сильно развиты. Мне нравится, что в них есть такой огонек изучать что-то. Те ребята, с которыми я общаюсь, помладше и ровесники интересуются сразу многими вещами, и это очень здорово, потому что у них есть страсть к жизни, изучить и узнать, как можно больше. Я рада за нашу молодежь, считаю, что у нас огромные перспективы, благодаря им. Мне очень приятно, что с каждым годом понятия толерантности, терпимости, самосовершенствования, саморазвития, целеустремленность – все раскрывается в наших ребятах, они не стесняются рассказывать о себе, не боятся того, что они подумают другие. Я думаю, что своим проектом помогаю всему этому еще больше укрепиться в обществе.

— Что Вы можете сказать о культуре в нашей стране?

— Касательно культуры в Узбекистане, я могу сказать, что она не стоит на месте. Мы стараемся внести свой вклад, свою лепту в развитие культуры именно в нашей стране. Переняв международный опыт, особенно европейский, из самого сердца культуры и искусства – Франции, я старалась перенести все самое лучшее к нам. Это все очень сильно развивается, не так быстро, как хотелось бы и это нормально, все не делается в один миг. Общими усилиями и работая сообща, у нас получится достигнуть высот в ближайшие сроки. Один из наших последних вкладов в развитие искусства и культуры – партнерство в организации арт-баттла художников «Неделя Идентификации стран Центральной Азии».

Очень здорово, что у нас потихоньку появляются различные галереи, проводят очень часто на бесплатной основе разные лекции, семинары, треннинги, конкурсы. Совсем недавно, в сентябре-октябре, Фонд Культуры разыгрывали гранты на магистратуру по направлению искусства и культуры в разные страны. Дороги открываются, это отлично. Я рада, что наши люди тоже стремятся к этому, пытаются получить какой-то зарубежный опыт. Также хочу отметить открытие в этом году Центра Современного Искусства в Ташкенте, в следующем году он возобновит свою деятельность. Я считаю, что ярчайшим показателем того, что мы развиваемся является открытие таких музеев. Это один из показателей, а самый важный показатель – это спрос, то есть люди, их желание развиваться в плане творчества, культуры и искусства. Я надеюсь, что этот показатель в ближайшее время будет только расти.

Малика КАМИЛОВА

Фото автора

Бошқа хабарлар