Почему нефть дешевеет, а бензин дорожает?

52

Последние несколько дней общественность широко обсуждает предстоящее повышение цены на бензин  самой востребованной марки — Аи-80. Основанием для этого стало постановление Кабинета Министров «Об изменении цен и тарифов на топливно-энергетические ресурсы». Согласно документу, с 15 августа повысятся цены на бензин и дизельное топливо.

Говорится, что цены на бензин Аи-80 и дизельное топливо вырастут на 12,5% с учетом акцизного налога. Если сейчас они стоят 4000 и 4800 сумов соответственно, то после повышения цены станут 4500 и 5400 сумов за литр. Стоимость дизтоплива ЭКО, которая сегодня равняется 4900 сумам, поднимется на 16,3% и составит 5700 сумов. Цена бензина марки Аи-91 будет определяться на биржевых торгах.

Кстати, в середине будущего года планируется переход на рыночное ценообразование и самой популярной марки бензина Аи-80, сообщил министр финансов Джамшид Кучкаров.

— По 91-му бензину (АИ-91) мы с 15 августа переходим на рыночную систему, цена на него будет свободной, то есть формироваться на бирже. Я надеюсь, что 80-й бензин (АИ 80) также как минимум с лета следующего года будет свободным. Иначе нельзя. Если к нам придут самостоятельные производители нефти, они должны получить прибыль. Когда продавцов будет больше — качество бензина улучшится, а цена может понизиться, — сообщил Кучкаров.

По его словам, у наших соседей в Казахстане уже давно работает рыночная система определения стоимости бензина.

— Вы можете поехать в Казахстан, там добывают и экспортируют большое количество нефти — примерно 50-55 млн тонн, а население в стране всего 15 млн человек. Но у них бензин продается по такой же цене, как у нас. И цена в Казахстане на бензин — рыночная. Никто ее не устанавливает. Нефть марки Brent повысилась,  цена также скачет. То же самое в России. Там пытаются решать проблемы с ценами на бензин, — рассказал он.

Отметим, что сейчас цены на бензин Аи-80 за 1 литр составляют в Узбекистане 47 центов, Аи-91 — 53 цента, Аи-91 Российской Федерации — 64 цента, в Казахстане Аи-80 — 25 центов, Аи-91 — 44 цента, в Кыргызстане Аи-80 — 59 центов, Аи-91 — 63 цента, в Таджикистане Аи-91 — 98 центов.

Кстати, отдельные категории граждан смогут получить ежемесячную компенсацию части расходов на приобретение автобензина в размере 75 тысяч сумов.

Изменит ли ситуацию

открытие нового НПЗ?

Напомним, что ранее глава «Узбекнефтегаза» Бахром Ашрафханов заявил, что к 2020 году бензин в стране подешевеет благодаря вводу в эксплуатацию нового НПЗ.

Стоит отметить, что в настоящее время основным видом моторного топлива в Узбекистане по-прежнему остается природный газ — на нем ездит большинство машин, а не бензин, да и подтвержденные запасы этого ресурса довольно велики. Из этого формируется и сравнительно низкая цена для автомобилистов.

С бензином и дизелем ситуация сложнее — нефти, сырья для производства топлива, в Узбекистане не так много.

Первое промышленное предприятие по переработке черного золота было создано еще в начале XX века, во времена Российской империи. Им стал Ванновский нефтеперерабатывающий завод. Первое время он производил керосин и мазут, а позднее перешел на выпуск бензина для только появившихся тогда в Туркестане автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.

Почти шестьдесят лет назад, уже в Узбекской ССР, начал свою работу первый крупный НПЗ — Ферганский. Примечательно, что до середины 1990-х предприятие перерабатывало исключительно привозное сырье, а на узбекскую нефть переключилось менее 20 лет назад.

Проблема в том, что добываемая в Узбекистане нефть содержит большое количество сернистых соединений, поэтому для снижения экологического загрязнения и получения чистого топлива нефть приходится очищать от примесей.

Ферганский завод при переходе на отечественное сырье пришлось реконструировать — и уже в августе 1999 года заработали новые очистительные комплексы, а в ассортимент его продукции добавилась и сера.

Второй крупный НПЗ в стране был запущен в 1997 году в Бухаре при участии французских, американских и голландских компаний.

Однако из-за стремительного увеличения количества личного автотранспорта в годы независимости Узбекистана спрос на бензин стремительно обогнал объемы производства, и топливо пришлось закупать за рубежом, например, у российской компании «Лукойл», которая даже создала в стране свою сеть заправок.

Однако коренным образом ситуацию на рынке нефтепродуктов в Узбекистане должен был изменить проект дочерней компании «Узбекнефтегаза» Uzbekistan GTL, реализуемый в Гузарском районе Кашкадарьинской области. Финансирование осуществляется международным консорциумом, в который входят компании из России, Китая, Японии и Южной Кореи.

Промышленный комплекс планируется сдать в эксплуатацию в 2020 году. Проектная мощность НПЗ составит порядка полутора миллионов тонн синтетического топлива стандарта «Евро-5» ежегодно. Это позволит не только решить вопрос с дефицитом бензина на внутреннем рынке, но и направить возможные излишки на экспорт.

Ввод завода в целом благоприятно отразится на всей отрасли в стране и позволит производить более продвинутые виды топлива, рассказал директор Центра изучения мировых энергетических рынков ВШЭ Вячеслав Кулагин.

КАК формируется

цена на бензин?

Как ни парадоксально, но нефть, точнее цена нефти не является доминирующим вкладом в структуре цены литра. И в европейских странах, и в России львиная доля в цене литра уходит в бюджет государства. Так, например, в литре российского высокооктанового бензина марки Аи-95 доля налогов в виде акциза и НДС (налога на добавленную стоимость) составляет 36%, но к ней следует добавить еще НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), и тогда доля государства достигает 55%.

Что же касается вклада нефти в цену литра бензина или дизеля, то в Германии он также неощутим. Немецкие бензоколонки ориентируются не на нефтяные котировки, а на цены НПЗ в Роттердаме. А те, в свою очередь, опять-таки реагируют не на цену барреля, а на текущую конъюнктуру спроса и предложения и приводят пример: «Прошлым летом нефть дешевела, но бензин тем не менее в какой-то момент даже подорожал, поскольку вдруг подскочил спрос на него из США».

Такая же, почти один в один, логика ценообразования утвердилась и на российском рынке. Цены на АЗС реагируют на конъюнктуру, а не на нефть. Но, несмотря на совпадение общих подходов к ценообразованию, российские цены на топливо подвержены специфике финансовой и налоговой системы страны.

Первое — это акцизы. В Германии налоги на энергию (аналог акциза), а это 65,4 евроцента в литре бензина и 47 евроцентов в литре дизеля, не повышались 16 лет, с 2003 года.

В России ставки акцизов за такой же период увеличены на бензин почти в пять раз, с 1,6 до 7,6 руб./литр, на дизель — в восемь, с 0,5 до 4,4 руб./литр. Германия может себе позволить не повышать налог на топливо, в России же поступления от нефтегазовых компаний являются хребтом бюджета, а потому чем ниже мировые цены на нефть, тем круче Минфин повышает внутренние налоги и акцизы, а соответственно и цены. То есть реально зависимость цен от нефтяных котировок в стране существует, но это обратная зависимость. А вопрошающим, почему цены на АЗС не падают вслед за сырьем, следует адресовать внимание к параметрам российского бюджета, хотя бы к его доходной части.

Второе — это жесткая, почти линейная связь между курсом доллара и мировыми ценами на нефть. Чем дешевле нефть, тем слабее рубль. То есть цены на нефть для внутренней переработки в рублевом эквиваленте практически не снизились. Так, при стодолларовой цене барреля его цена в рублевой зоне оценивалась на уровне 3700 руб./т. Баррель подешевел вдвое — с $100 до $50, а в рублях лишь на 13%, до 3200 руб./т.

Третье — это яркая сезонность в сегменте бензина. Несмотря на то, что российские НПЗ в целом по году выпускают достаточное количество автомобильного бензина для удовлетворения внутреннего спроса, в сезон летних отпусков спрос на бензин опережает мощности отечественных НПЗ. В итоге на рынке формируется дефицит, из-за которого оптовые цены на бензин взлетают почти на 20%.

Типичное поведение биржевых цен на бензин марки Аи-92 в 2015 году представлено на диаграмме, где сплошная красная кривая — это статистика биржевых (оптовых) цен на протяжении года. Первый всплеск, пришедшийся на февраль, отображает рост налоговой нагрузки на отрасль в 2015 году, а вторая фаза роста на 20% по времени совпадает с летним периодом, после которого цены к концу года возвращаются к уровням начала года.

Почти аналогичная ситуация с ценообразованием на автобензин обстоит и в Узбекистане. То есть, по сути цена на баррель нефти не влияет ощутимо на себестоимость конечного продукта — бензина.

Отсюда вопрос: если сам по себе бензин должен быть раза в 2-3 дешевле, исходя из своей себестоимости, то почему он продается так дорого?

Вместо эпилога…

В ходе недавней пресс-конференции министр финансов Джамшид Кучкаров, объясняя рост цен на бензин, привел его стоимость в арабских странах и за рубежом. При этом, признавая, что заработная плата там высокая, он отметил, что в начале экономических реформ там установили рыночные цены, и только после этого предприниматели начали инвестировать в страну. Пока не будет свободных цен, не будет и развития, — сказал министр.

Возможно, в его словах есть определенная логика, но для справки можно сказать, что в той же относительно небогатой Венесуэле по состоянию на февраль 2019 года официальная цена за литр бензина — 1 цент США (89-90 сумов), а если пересчитывать по курсу черного рынка, то 0,006 цента (59 сумов). Поэтому заправить полный бак в 50 литров стоит здесь около 3 тысяч сумов (!).

Может, просто потому, что бензин там продают с небольшой надбавкой на себестоимость, а не перенасыщают цену на автотопливо всевозможными акцизами, отчислениями в фонды и прочими финансовыми нагрузками?

Напрашивается вопрос, почему некоторые чиновники не умеют доносить до населения информацию о тех или иных нововведениях компетентно, аргументированно и на доступном народу языке? Если есть обоснованная необходимость в повышении цен на автотопливо, почему это не объясняется фактами и зачем давать отсылку на другие страны мира? Разве можно сравнивать уровни жизни развитых и развивающихся стран? Не проще ли дать свою проверенную и реальную информацию по данному моменту, тем самым пресекая инотолкование нововведения и спекуляцию «горячих новостей»?

Тимур Мамаджанов

Бошқа хабарлар